32 подписчика

Коралина. Коралина в стране кошмаров

Подростки - самая удобная и привлекательная аудитория для разных воздействий.



Подростки - самая удобная и привлекательная аудитория для разных воздействий. Они уязвимы: уже оторваны от родительских ценностей, влияния и контроля, но не имеют достаточного жизненного опыта, находятся в иллюзии "взрослости". Этим успешно пользуются коммерческие манипуляторы, подыгрывая взрослости и играя на конфликте отцов и детей.

Нас не догонят!
Нас не догонят! Нас не догонят!

Только скажи - дальше нас двое.
Только огни аэродрома.
Мы убежим - нас не догонят.
Дальше от них, дальше от дома

При оценке художественной подростковой литературы одним из главных критериев плохой книги для меня является склонность автора манипулировать детскими проблемами.
Таких продуктов достаточно (подростковый тикток полностью базируется на конфликте отцов и детей, дешевые девчачьи романы, песни опошляют первую любовь (Маленькие девочки первый раз целуются, целуй меня везде) и т.д)

С другой стороны, назидательная литература проблемы нивелирует, отрицает противоречия, сложность жизни, отталкивая подростков откровенной ложью.

Умение говорить с подростками понятными им образами, сюжетами, не перебарщивая с поучениями, не сюсюкая как с малышами; способность показать проблему с разных сторон, позволяя ребенку делать самостоятельные выводы - это признаки хорошей литературы.

Для примера хорошей подростковой литературы я возьму повесть "Коралина" английского писателя-фантаста Нила Геймана, написанную в 2002 году.

Девочка Коралина вместе с родителями переезжает в новый дом. Родители работают дома, проводя большую часть дня за компьютерами. Мама покупает дочке серую одежду, которая ей не нравится, папа готовит ресторанные блюда, которые Коралина не ест. Девочке приходится есть разогретую в микроволновке пиццу.
Слова родителей Коралины - " Играй, только ничего не разбрасывай" - стоит записать на аудио как универсальную родительскую речевку, ее можно включать вместо себя, дети не заметят разницы . Фраза характеризует всю "глубину" внутрисемейных отношений.

Коралина исследует сад, ходит к колодцу, к которому ей сказали не ходить. (На поиски колодца ушло несколько дней, ведь надо же найти запретное место, чтобы знать, куда ходить нельзя)
В один из дождливых дней, пропитанных СКУКОЙ, девочка находит дверь, за которой ничего нет (кирпичная стена) Однажды дверь оказывается открытой, Коралина попадает в точно такую же квартиру, как у нее, но родители в этом параллельном мире заботятся о дочке, угадывая любые ее желания (вкусная еда, интересные игрушки, модная одежда, совместные игры и т.д)
Девочке нравится этот мир, нравится ДРУГАЯ мама. Единственное, что настораживает - это пуговицы вместо глаз у всех жителей зазеркалья.

Когда девочка почти полностью покорена новым миром, другая мама предлагает ей пришить пуговицы вместо глаз, чтобы она смогла остаться здесь навсегда.

Подростки - самая удобная и привлекательная аудитория для разных воздействий.-2


Зазеркальный мир создан завораживающим: он привлекателен и ужасен одновременно.
Зазеркалье Геймана прекрасная метафора всего, что пытается уловить наших детей.

Каролина - исследовательница, ей интересно все новое, неизведанное, она бесстрашно познает мир. Девочка ищет любви и заботы. Она одинока. Каролина, хотя и обладает собственным индивидуальным характером - собирательный образ подростка.

Героиня все-таки понимает, что мама, не обращающая на нее внимание, ее любит. А другая мама, хоть и исполняет любые желания - хочет ею завладеть, съесть ее.

Я бы сказала, что Гейман вывел формулу, позволяющую опознать любое опасное место. Там, где все крутится вокруг тебя, все создано для удобства и комформа, где исполняются любые твои желания и мечты - самое опасное место. Беги оттуда , не оглядываясь. Там тебя хотят поработить, завладеть тобой.
Никогда мир не был заинтересован в счастье людей, жизнь это поле борьбы - и иначе быть не может. ( в этом контексте я вижу "Коралину" антиутопией)

Девочке хватает благоразумия понять уловку, корысть этого места, она говорит, что никто не захочет, чтобы любые его желания исполнялись.

Мир зазеркалья страшен, наполнен ужасными сущностями, опасностями, безвыходными ситуациями, мерзостью. (реальный мир тоже настораживает, наполнен страхами, как и всякий мир ребенка)
Книга написана в жанре хоррор.

Мне кажется этот прием оправданным. Преодолевая страх, отвращение и ужас, человек обновляется, выходит в жизнь новым человеком. (Вспомним, как страшны непереработанные в советское время сказки, и русские, и зарубежные). Мне видится страшность книги важной и даже полезной.

Книга читается на одном дыхании, сделана как хороший триллер. Она ставит много вопросов, задает нам загадки.
***
Одна опытная многодетная мама поделилась своим жизненным выводом: главное, чтобы ребенку не встретился в жизни "хороший" человек. Тогда все может рухнуть.
Этот хороший человек "открывает" глаза ребенку, что родители поступают плохо, не пускают гулять, не покупают, что нужно, наказывают, не слышат, недостаточно умны, не понимают его. А вот этот "хороший" человек купит вкусняшки, сводит в кино, будет говорить на запретные темы, которых избегают отсталые родители. Он словно подчеркивает: я - хороший, родители - плохие. (Бедный ребенок, родители не заботятся о тебе!)
Я регулярно встречаю "хороших" взрослых, пытающихся разрушить и без того сложные отношения родителей и детей.

Также я бы сказала, что образ Другой Мамы Геймана - олицетворение ювенальной машины, пытающейся завладеть нашими детьми.

Другая Мама- это и искушение, через которое проходит каждый ребенок (Вот у других мама покупает! разрешает! Вот у меня была бы другая мама и т.д)
Мы можем сказать, что Коралина проходит главный детский искус, принимая родителей, их недостатки, признаваясь себе, что чувствуют родительскую любовь вопреки всему.

(Но не все так просто, в Зазеркалье девочка встретила души других детей, согласившихся пришить пуговицы, погибших от небрежения родителей)

Подростки - самая удобная и привлекательная аудитория для разных воздействий.-3


***
По книге снят добротный кукольный мультфильм "Коралина в стране кошмаров*. Я читала, как кропотливо и сложно делался мультфильм. Целый рабочий день уходил на съемку 4 секунд фильма. Для Каролины создана тысяча лиц, выражающих уникальные эмоции.



Почему снят именно кукольный мультфильм? При современных компьютерных технологиях можно было снять крутой мультфильм со спецэффектами.
Кукольность равно настоящесть, в данном случае подчеркивается еще одна сторона книги: противопоставление искусственного заманчиво-прекрасного, но в тоже время простого, плоского виртуального мира и реального мира, сложного и непростого.

Другая квартира Геймана это виртуальный мир, но еще и намек на наши квартиры, которые мы транслируем в виртуальный мир. Часто они похожи на наши, но все в них притворно - красивое, привлекательное, правильное, плоское.

С другой стороны, книжный потусторонний мир квартиры похож на кукольный домик, люди - на игрушки с пришитыми пуговками-глазами.
Живые куклы - что может быть ужасней? Этим тоже мастерски пользуются авторы мультфильма.

***
Мультфильм, на мой взгляд, однозначней книги, как и должно быть. Единственность интерпретации свойственна экранизациям, книга всегда многогранней. Советую и книгу, и мультфильм.
Сценарий к мультфильму тоже писал Гейман, он не совпадает полностью с сюжетом, многое объясняет, разъясняет.
Мультфильм не такой страшный, как книга. Хотя, возможно , это мое воображение рисовало жуткие образы.
Лучший фильм 2009 года по мнению Американского института кинематографии . Мультфильм был номинирован на премию «Оскар».

***
Каждую рецензируемую книгу я буду рассматривать с этого ракурса.

Я за самостоятельность читательского выбора ребенка, но в случае с подростковой литературой лучше держать руку на пульсе( слишком большие риски). Советую читать литературу перед тем, как предложить ребенку ( и в случае с этой повестью также: не верьте мне на слово, прочитайте сами)

Не бойтесь, что будет скучно, я раскрыла только небольшую часть проблем, затронутых в книге.