Если вдруг кто-то это читает, мало ли, ВНИМАНИЕ: спойлеры.
Старикам тут не место (No Country For Old Men)-фильм, снятый по мотивам одноимённого романа за авторством Кормака МакКарти, примечателен хотя бы тем, что для перечисления полученных им наград создана отдельная статья на Википедии. Человек, который советовал начинать статьи с интересных фактов, явно не подозревал, для чего будет применяться его совет. Ну и неважно абсолютно, я тут про фильм рассказываю.
Фильм очень нестандартный. Буквально каждая его сцена и деталь в ней содержит смысл, придает общей картине целостность. За такое дотошное внимание к деталям следует поблагодарить авторов фильма: братьев Коэн, одних из лучших режиссёров современности. Работа режиссёров, оператора (опять тот же Дикинс), композитора (а точнее, его отсутствие) и постановщика, работает просто восхитительно и создаёт напряженную атмосферу погони на протяжении всего фильма, не забывая о передаче основных мыслей и идей фильма. При чем тут постановщик и какой композитор, если его нет, спросите вы (как будто кто-то это читает, лол)? А я отвечу: в отличии от большинства фильмов, в этом раскадровку для сцен делали не для важных сцен, а для всех сцен вообще, то есть каждая сцена важна; а отсутствие музыки и работа со звуком создаёт жуткую атмосферу: жужжание мух над трупами, звук шагов по бетону который резко меняется на шум перестрелки с участием нескольких людей, такие контрасты только подчёркивают ужас происходящего.
Повествование разделено на трёх персонажей, ведомых разными мотивами: может показаться что Льюэлина Мосса ведет мечта о безбедной жизни, но по моему мнению, он хочет адреналина: он мог не возвращаться на место перестрелки наркоторговцев, но не смог не из-за угрызений совести, а из-за жажды действия. Его можно понять, единственный его досуг за пределами трейлера в котором он живёт, это охота на антилоп. Шериф Эд Том Белл ведом долгом, который он несёт перед людьми, и который был передан ему отцом, а тому, его отцом. Он понимает что он уже стар, он ужасается поступками нынешних преступников, не понимая, как люди могут творить такое. Но отказаться от долга не может, поэтому и вступает в погоню, но нехотя, он понимает что его время прошло, и что Антон Чигур, третье действующее лицо, не тот, кого можно поймать. С Антоном Чигуром, как раз, всё интереснее: его мотивы до конца не объясняются, он покрыт тайной, несоответствие его вежливой манеры разговора, постоянной улыбки, нелепой прически с его безжалостностью до мурашек пугает при просмотре. Он жуткий, до ужаса. Он олицетворяет порядок, следование правилам. Например, игра с монеткой, или, скажем, боязнь запачкать обувь.
Все три персонажа как будто существуют в разных измерениях: их никогда не показывают в одном кадре. На это также наталкивает сцена, в которой шериф, ведомый долгом, заходит в комнату в которой прячется убийца: он не мог никуда оттуда деться, даже окно было закрыто! Но Чигур и шериф Белл существуют в разных плоскостях, в разном времени, по разным принципам: им не суждено встретиться.
Этот фильм буквально наполнен аллюзиями и философскими идеями, в частности, Антон Чигур, это вылитый ницшеанский сверхчеловек, но нельзя сказать, что режиссёры разделяют эту идеологию; следование правилам не довело Чигура до добра: обратите внимание на светофор в последней сцене.
Или, например, идея о героях разного времени. Шериф Белл выглядит как герой вестерна: честный, неподкупный герой без страха. Он герой из прошлого. Мосс, ветеран Вьетнама, герой настоящего, сорвиголова по типу Рембо и Крепкого орешка, а Антон Чигур это герой будущего: машина без моральных ограничений, рациональный робот, всегда безупречно вежливый и практичный убийца. Об этом говорит вышеуказанная сцена с комнатой: если же Чигур и Мосс были близко друг к другу в сцене перестрелки, то прошлое и будущее не могут встретиться никак. А что насчёт вооружения Антона Чигура? Он убивает пневматическим орудием для забивания скота: все убитый для него даже не люди, так, скот; и огромным дробовиком с огромным глушителем, оставляя за собой разорванные тела, но убивая так же тихо, как убийца вооружённый пистолетом с глушителем. Так же примечательны две сцены с взаимодействием Мосса и Чигура с подростками и детьми соответственно: Чигур даёт деньги помогающим ему бескорыстно детям, а до этого окровавленному Моссу подростки помогли только за плату.
В общем, текста получилось очень много, так что телегу про символизм каждой детали, гениальнейшую операторскую работу и тому подобные скучные вещи я загонять не буду. Повторять несмешную шутку (шутку ли?) про отсутствие читателей я не буду. Фильм обязателен к просмотру.
На этом всё.