Добрый вечер, уважаемые читатели! С вами канал "Не хлебом единым!". 1 февраля отмечает интронизацию (возведение на патриарший престол) Святейший Патриарх Кирилл. В этот день Церковь празднует память святителя Марка Эфесского - участника эпохального Ферраро-Флорентийского собора 1438-1439 гг., на котором он единственный из архиереев не принял унию с католиками. О его вере и связи с нашим временем и пойдет сегодня речь.
Отец Ренессанса
Быть может для кого-то я и открою тайну, что родиной эпохи Возрождения (Ренессанса) стоит считать не Италию, а Византийскую империю, которая на последнем издыхании несла миру, к сожалению, не свет Православия,а ростки гуманизма.
По мере того, как Византийская империя сжималась в кольцо турками, многие ее ученые мужи бежали в соседнюю Италию. Там они находили себе учеников. Так поступил, например, Георгий Гемист Плифон.
Он привез итальянцам идеи Платона (неоплатонизма) О Едином (безличном божестве), которое вечно порождает мир из некоего первоначала. Таким образом, материя, вселенная совечна Богу!
(вот здесь, я думаю, все вы вспомните как в современной науке слово "Вселенная" пишется с заглавной буквы и откуда понимание коммунистами материи как первоначала бытия). Переход от Божественного к земному миру происходит через языческих богов, которые по сути олицетворяют законы природы. (Ничего не напоминает наши школьные знания о незыблемости и очевидности законов природы в отличие от "всяких там" заповедей?).
В целом, идеи Платона о Едином божестве были скорее хороши для IV в. до н. э., поскольку возвышались над грубым язычеством. Но для людей, уже просвещенных светом Христовым, они были губительны.
Как вы уже сами можете судить, идеи Плифона возросли на благодатной почве католической церкви, склонной более к философии, нежели к богословию. Ведь само учение об исхождении Святого Духа и от Сына (filioque) обезличивает Третью Ипостась Святой Троицы до некоей энергии любви между Отцом и Сыном.
Георгий Гемист Плифон уже 80-летним старцем участвовал в составе греческой делегации в Ферраро-Флорентийском соборе, который должен был привести к унии между католиками и православными. Цена этой унии была очевидной: получить военную помощь от западных стран против турок. Греческие иерархи в основном ехали туда под давлением императора Иоанна VIII. Итог: помощи, разумеется, не получили, а вот связь подписания унии (хотя и формальной) и падения Константинополя в 1453 г. налицо!
На соборе Плифон стал на сторону католиков (еще бы! Ведь правитель Флоренции Козимо Медичи основал в честь него Платоновскую академию. В его лице Ренессанс получил одного из главных меценатов), а вот ученик (!) Плифона святитель Марк Эфесский стал единственным достойным оппонентом итальянских схоластов.
Эфесский лев
Итак, Марк научился у Плифона философской премудрости, риторике, то есть воспринял методологию, позволяющую логически обосновывать догматы веры. Но лжеучений своего наставника он не воспринял, ведь Господа он возлюбил с детства, возлюбил деятельной любовью, которая сподвигала ученого юношу, главного ритора Константинополя, любимца императора, вести подвижническую жизнь.
Сегодня я говорю о святителе Марке, потому что наше время как никогда отмечено лукавыми заигрываниями с католиками, которые, кстати, ушли куда дальше от христианской веры, нежели их собратья с Ферраро-Флорентийского собора. Ведь тогда еще не стало догматом учение о непогрешимости папы, когда он вещает как первосвященник.
Святитель Марк был за единство с Римом! НО!!! При условии возвращения латинян к вероучению, которое они исказили. Главные вопросы Ферраро-Флорентийского собора:
1. Об исхождении Святого Духа и от Сына (filioque)
2. О чистилище
3. Роль папы во Вселенской Церкви
4. Эпиклеза (схождение Святого Духа на Дары во время Литургии), ее время и действие.
В рамках этой статьи я ограничусь рассмотрением первого заблуждения католиков, поскольку именно искажение догмата о Святом Духе (и неминуемо О Троице) повлияло не только на вероучение как таковое, но и на всю европейскую культуру, в первую очередь, философию.
Об исхождении Святого Духа и от Сына (filioque)
Предоставим слово самому святителю Марку:
"16. Мы, отрицающие у Сына свойство быть Причиной Духа, ничем не умаляем Его в достоинстве в отношении Бога и Отца: ибо мы не говорим, что быть Причиной Божества является общим свойством (для Отца и Сына), как (не является им) и безвиновность Отца, как и само свойство быть Отцем. Латиняне же, полагая, что это-общее (свойство) Божества, а затем говоря, что Дух не имеет сего, тем самым – ибо это необходимо следует – делают Его меньшим Отца и Сына по Божеству и достоинству, а этим хулят на Духа Святаго, как принуждены (в силу начальных ошибочных предпосылок) и во многом ином это делать.
23 . Наименование “Отецъ”, говоримое в отношении Бога, охватывает все Его ипостасные свойства: ибо заключает в себе и нерождение, согласно Василию Великому : ибо Тот, Кто свойственным образом и единый – Отец, Тот ни от кого иного не родился; а в отношении Духа Отец именуется “Изводителемъ”, согласно Писанию, говорящему: “От Отца Световъ”. Итак, если (Писание) не делает Сына участником имени Отца, то и не делает Его участником свойства изводить (Духа Святаго), чтобы из-за этого Сын не явился, насколько это соответствует нашему людскому пониманию, – “Сыно-Отцемъ” т. е. вместе и Сыном и Отцем, и по сей причине не сочли бы Духа – “Внукомъ”.
36 . Если Сын и Дух – от существа Отца, а из существа Отца и Сына, согласно латинянам, – только Дух, то, следовательно существо Отца не является Виновником того же, что и существо Отца и Сына совместно; а те, что не являются виновниками того же, следовательно, и не являются тождественными. Так что, иное – существо Отца, иное же – существо Отца и Сына; и отсюда вытекает необходимость, что иное – существо также и у Духа; значит, в Божественной Троице много – существ (а не одно). А это – хула и абсурд!
Не различая ипостасных (личных) свойств Лиц Троицы от общих (присущих Трем лицам), католики, по сути, низводят Святого Духа до положения твари. Дух Святой теряет личностные свойства Утешителя, Жизни Подателя и превращается в некую энергию. По сути, Он изгоняется из жизни католической церкви.
37. Если Отец является Виновником Сына и Духа, а Сын – Виновником только Духа, то, поскольку те, которые не являются виновниками того же безусловно, и сами не являются тождественными, следовательно, не один будет Виновник в Божественной Троице, но – два Виновника; и напрасно латиняне думают избежать двух Начал.
52 . В Божественных Лицах – или один Виновник или же не – один. Если Одно Лицо – Виновник, то мы имеем искомое: ибо Отец, вне всякого сомнения, будет единым (Виновником). Если же в Божественных Лицах не – один Виновник, то, конечно, будут два Виновника (Отец и Сын), как и два Происходящих от Виновников (Сын и Дух). А это само по себе – абсурд!
55 . Изводительная сила в Отце и Сыне, согласно латинянам, являющаяся тождественной в Них, конечно, является принадлежащей существу и естеству; между тем, ея не достает Духу Святому, ибо Он не изводит никакое иное Лицо. Но так как обладающие той же силой необходимо являются имеющими и то же существо, согласно богословам отцам, то и, напротив, не обладающие той же, принадлежащей естеству, силой, – необходимо вытекает, что и не то же имеют естество; и, таким образом, Дух Святый, будучи чужд общей принадлежащей естеству силы, чужд – и общего естества, которое имеют Отец и Сын. Но мы знаем, что Святая Троица, как – единосущна, так и – единосильна, и как единую силу (Трех) Лиц мы возвещаем, так – и единое существо; и сказав много, мы прощаемся с этими новыми духоборами.
56 . Личными свойствами Отца, согласно богословам отцам, являются: нерожденность, рождение (Сына) и изведение (Св. Духа). Итак, если одно из этих личных свойств, именно – изведение, является – общим и для Сына, согласно латинянам, а Дух Святый не обладает ни одним из этих свойств, то, следовательно, Отец имеет большую общность с Сыном, нежели – с Духом Святым, и по необходимости вытекает, что и большее различие Он имеет с Духом Святым, нежели – с Сыном." (Святейшого митрополита Ефесского Кир Марка Евгеника силлогическия главы против латинян)
Главным аргументом святителя Марка против латинян является то, что исповедуя Святого Духа исходящим и от Сына, католики вводят два начала в Святую Троицу. Это низпровергает учение святых о монархии Бога Отца (как Единого и Единственного источника Божества для Сына и Духа).
"Христианский" атеизм
Вот она питательная почва для дуализма, выражающаяся в том, что Отец будет мыслиться как грозный Судия, а Сын как жертва, приносящая удовлетворение божественному правосудию. А далее Сын Божий как более "понятный" и близкий верующему человеку превратится, прости нас, Господи, в добренького Иисусика, а Отец Небесный окончательно приобретет черты некоего абстрактного Творца, Демиурга, которому нет дела до нашего мира.
А в XVIII в. начнется эпоха атеизма (пока что только на уровне интеллигенции), потому что трудно верить в такого далекого обезличенного Бога и преклоняться перед бессильным Иисусиком думающему человеку.
Да-да, атеизм - это порождение искаженного католического христианства!
И это, родившееся на почве искажения догмата о Святом Духе, а по сути догмата о Святой Троице, отчуждение от Бога пропитает всю европейскую культуру и, к сожалению, в определенной мере русскую...
Признайтесь, читатели, кто из вас представлял Бога в виде дедушки на облачках??! (ответы пишите в комментариях)
Вот от этого лжеучения в 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе отказался святитель Марк Эфесский. Его непреклонное стояние в истине произвело такой эффект, что по преданию папа Евгений IV, узнав об этом воскликнул: "Если Марк не подписался, то все напрасно!".
А теперь давайте каждый подумает в себе: какое может быть отношение у православного христианина к молитвенному общению с католиками?
Святителю отче Марко, моли Бога о нас!
Благодарю за прочтение! Прошу лайк и репост!