Найти в Дзене
Вагант

В советских фильмах москвичи добровольно уезжали в провинцию на перевоспитание

Только не подумайте, что речь пойдет о принудительном переселении за "101 км". Мы поговорим о четырех советских фильмах, герои которых покидают нашу столицу совершенно добровольно. Однако цель у них абсолютно одинаковая. Они хотят перевоспитаться.

Начнем обзор с фильма "В добрый час", который вышел на экраны в 1956 году. Режиссер фильма Виктор Эйсымонт.

Главный герой картины Андрей Аверин закончил школу без единой тройки и пытается поступить в институт. Однако же у него нет каких-то конкретных увлечений в жизни, и он понятия не имеет в какой институт ему следует поступать.

Родители недовольны такой ситуацией и пытаются помочь ему определиться со своим будущим.

Кадр из фильма "В добрый час". Леонид Харитонов в роли Андрея Аверина
Кадр из фильма "В добрый час". Леонид Харитонов в роли Андрея Аверина

В институт он, в итоге, не поступает. Не потому, что не смог сдать экзамены, а потому что не захотел занимать чужое место.

Тогда он решил ехать в Сибирь вместе со своим двоюродным братом Алексеем с целью найти свое место в жизни. Его брат приезжал в Москву поступать, но провалился на экзаменах. Фильм заканчивается сценой на вокзале.

Кадр из фильма "В добрый час". Леонид Харитонов в роли Андрея Аверина
Кадр из фильма "В добрый час". Леонид Харитонов в роли Андрея Аверина

Режиссер следующего фильма Искра Бабич сняла картину "Первое свидание" в 1960 году.

Павел Николаевич Смуров живет в коммунальной квартире, и один воспитывает двоих детей. Он ведет не слишком праведный образ жизни. Дело идет к тому, что детей у него хотят забрать в детдом.

Кадр из фильма "Первое свидание". Афанасий Кочетков в роли Павла Смурова
Кадр из фильма "Первое свидание". Афанасий Кочетков в роли Павла Смурова

На выручку к нему приезжает родная сестра из далекой провинции и советует ему поехать вместе с ней, чтобы работать на заводе. Она надеется, что заводской коллектив поможет ему избавиться от дурных привычек. Он соглашается.

Фильм тоже заканчивается сценой на вокзале.

Кадр из фильма "Первое свидание". Афанасий Кочетков в роли Павла Смурова
Кадр из фильма "Первое свидание". Афанасий Кочетков в роли Павла Смурова

Третий фильм называется "Легкая жизнь". В главной роли Юрий Яковлев. Снял картину режиссер Вениамин Дорман в 1964 году.

Герой фильма Александр Бочкин ведет двойную жизнь. Днем он работает заведующим химчисткой, а вечером или даже ночью он занимается подпольным предпринимательством. У него химчистка на дому.

Он очень стесняется такого образа жизни и не сознается в этом никому из своих друзей.

Фильм "Легкая жизнь". Юрий Яковлев в роли Александра Бочкина
Фильм "Легкая жизнь". Юрий Яковлев в роли Александра Бочкина

Неожиданно к нему в Москву приезжает друг. Надеюсь, что не нужно уточнять, что он приезжает из провинции. Работает он главным инженером на крупном заводе.

Случайно раскрывается предпринимательская деятельность Бочкина, он решает завязать с двойной жизнью и поехать работать на завод, где работает его друг.

Само собой разумеется, фильм заканчивается вокзалом.

Фильм "Легкая жизнь". Юрий Яковлев в роли Александра Бочкина
Фильм "Легкая жизнь". Юрий Яковлев в роли Александра Бочкина

Фильм "Приходите завтра" несколько отличается по сюжету от остальных трех фильмов моего обзора. Здесь присутствует не только отъезд героя, но и его возвращение.

Скульптор Николай Васильевич испытывает душевные муки из-за творческих неудач, связанных с его профессией. Зрителям непросто уловить причины его мучительных раздумий, однако же ясно, что его скульптуры ему категорически не нравятся. Да и не только ему.

Фильм "Приходите завтра". Анатолий Папанов в роли скульптора Николая Васильевича
Фильм "Приходите завтра". Анатолий Папанов в роли скульптора Николая Васильевича

Тогда он бросает всё, в том числе квартиру и машину, и уезжает странствовать по стране. Сцены отъезда в этом фильме нет. Сцены приезда тоже.

В конце фильма есть сцена встречи Фроси с Николаем Васильевичем в трамвае. Он говорит ей, что во время своих странствий он полностью излечился и теперь, ему кажется, что он знает в каком направлении ему двигаться дальше.

Однако лично мне кажется, что этот отъезд совсем не пошел ему на пользу. Из молодого цветущего красавца он превратился в человека, внешний вид которого оставляет желать лучшего.

Таким образом, напрашивается вывод, что процесс перевоспитания не пошёл ему на пользу.

Фильм "Приходите завтра". Анатолий Папанов в роли скульптора Николая Васильевича
Фильм "Приходите завтра". Анатолий Папанов в роли скульптора Николая Васильевича

Жаль, что мы не знаем судьбы героев трех предыдущих фильмов. Не исключено, что они тоже испортили себе жизнь подобной попыткой перевоспитания провинцией.

Знаете ещё какие-нибудь советские фильмы 30-70 годов, в которых герои уезжают из Москвы в провинцию на перевоспитание?

У меня на канале есть отдельные статьи, посвященные каждому их этих фильмов:

"В добрый час" (1956)
"Первое свидание" (1960)
"Приходите завтра" (1963)
"Легкая жизнь" (1964)

В статье использованы кадры из советских фильмов.