Найти в Дзене
Веста Вест

Самая главная комната в советской квартире

Оглавление

Каждый русский знает, что такое "кухонный разговор". А ты?

Взгляните на план стандартной советской квартиры в хрущевке, дешевом, простом в строительстве панельном доме, в котором жило большинство советских людей. На этом плане хорошо видно, что жилые комнаты очень маленькие.

План трех квартир советского жилого дома. Кухни отмечены красным кружком
План трех квартир советского жилого дома. Кухни отмечены красным кружком

Если в такой квартире живет семья из четырех человек, то обе комнаты служат одновременно спальнями и гостиными, и есть только одна комната, где ночью никто не спит, – кухня. Из-за планирования советские кухни стали явлением сами по себе.

Революция с общим туалетом

Кухня в коммунальной квартире. Вы видите, что у жильцов есть отдельные столы, печи, бельевые веревки 
Николай Никитин/ТАСС
Кухня в коммунальной квартире. Вы видите, что у жильцов есть отдельные столы, печи, бельевые веревки Николай Никитин/ТАСС

В царской России такого явления, как кухня, не существовало. Крестьяне готовили пищу на печах, расположенных прямо внутри домов, отдельной кухонной комнаты не было. Богатые крестьяне, купеческие семьи, знатные люди, жившие в городах, обычно имели кухни для приготовления пищи, и эти кухни часто посещались слугами. Даже когда появились большие городские дома с несколькими квартирами, где каждая квартира была оборудована кухней, люди не проводили время на кухнях – до советской эпохи.

Первые советские граждане познакомились со словом "уплотнение" – когда частная собственность была национализирована большевиками в 1918 году, то же самое произошло и с жилыми квартирами. Многие владельцы 5-6-комнатных квартир вынуждены были втискивать новых жильцов по распоряжению правительства, которое требовало, чтобы на каждого взрослого была только одна комната. На самом деле это превращалось, конечно, в целые семьи, живущие в 10-12-метровых комнатах, потому что жильцов в городах было гораздо больше, чем мог выдержать жилой фонд. Появились коммуналки, коммунальные квартиры, где в одной квартире жили неродственные люди, с общими ванными комнатами, туалетами и кухнями.

Центр социальной жизни

Всеволод Тарасевич/Спутник. Семья Трофимовых, все они рабочие Череповецкого металлургического завода, на кухне за завтраком
Всеволод Тарасевич/Спутник. Семья Трофимовых, все они рабочие Череповецкого металлургического завода, на кухне за завтраком

- Кухня была общей. Если соседи хорошо ладили, то домашняя утварь стояла или висела над каждым соответствующим столом на кухне, их количество соответствовало количеству жильцов в квартире. Если соседи были "неблагонадежными", в комнату вносили все, вплоть до спичек и соли”,-вспоминала художница Ирина Соя-Серко.

Кухня была единственной комнатой в коммунальной квартире. С одной стороны, это была функциональная комната, предназначенная для приготовления пищи. С другой стороны, кухня была местом общения, своего рода “форумом " квартиры.” Илья Утехин, русский антрополог, исследовавший феномен коммунальной жизни, писал: “Кухня-это центр социальной жизни квартиры, главное место, где встречаются и взаимодействуют жильцы, главная сцена общественных событий в жизни квартиры. Другие общественные места не могут сравниться с кухней в такой многофункциональности. На кухне человек может присутствовать даже тогда, когда он в данный момент не готовит еду и не выполняет другую домашнюю работу, а просто хочет общаться.” - Шесть комнат и большая общая кухня, где соседи поссорились и помирились. Такие разные люди, и секреты рассказывали о своей жизни на этой кухне”, - вспоминает петербургская пользовательница olyashla.

Всеволод Тарасевич/МАММ/МДФ. Лаврентьевы на кухне.
Всеволод Тарасевич/МАММ/МДФ. Лаврентьевы на кухне.

Общение могло быть совсем иным – если соседи были враждебны друг другу, они должны были находиться на кухне, наблюдая за процессом приготовления пищи. И не только для того, чтобы стряпня не разлилась по плите. “Кухня была линией фронта, и борьба на ней была серьезной. ‘Добрые соседи " отключили газ под чужой недоваренной едой. Соль отправилась в чайник, а сахар был добавлен в суп. Или крем для обуви. Или мыло. Только выйди на минутку – и все, обед испорчен”, – пишет историк Алексей Митрофанов.

Архив Павла Сухарева/russiainphoto.ru. Кухня была местом для еды, питья...
Архив Павла Сухарева/russiainphoto.ru. Кухня была местом для еды, питья...

Плита на общей кухне, как правило, был ‘зональное’ между арендаторами. Так что одну часть печки можно было почистить, а другую запачкать – жильцы часто по-разному относились к гигиене, и в то же время никто не хотел убирать чужой беспорядок.

Однако, когда жильцы жили в мире, кухня становилась местом взаимопомощи и веселых празднеств. “Все торжества проводились вместе всеми семьями, их родственниками и друзьями”, - вспоминает пользователь katerinaami из Санкт-Петербурга. - И всегда был кто-то, кто тебя угощал и кормил, просто заходи на кухню.”

‘Задымленные кухни"

Архив Михаила Дашевского/russiainphoto.ru
Архив Михаила Дашевского/russiainphoto.ru

Точно так же, как "прокуренная комната" является идиомой в английском языке для тайного политического собрания, выражение " прокуренная кухня’ в русском языке означает место для тайных переговоров, часто политических дискуссий. В СССР, как это ни печально, не было свободы слова. Все были вынуждены идеологически следовать "курсу Коммунистической партии". Часто единственным местом, где можно было высказать свое мнение, была кухня. И делайте это тихо, если вы находитесь в коммунальной квартире – соседи могли услышать, как вы ругаете советскую власть и донесете на вас в КГБ. - Мы с тобой сидим на кухне. [...] Завяжите корзину до рассвета, чтобы уехать на вокзал, где нас никто не найдет”, – читает Осип Мандельштам знаменитое стихотворение о нем и его жене Надежде, бежавшей от госбезопасности в начале 1930-х годов, "отмечая" ночную кухню в русской поэзии как хронотоп всего антисоветского.

Виталий Созинов/ТАСС. Кухня в недавно построенном доме. Именно о такой кухне мечтало большинство советских людей.
Виталий Созинов/ТАСС. Кухня в недавно построенном доме. Именно о такой кухне мечтало большинство советских людей.

Актер Валерий Золотухин вспоминает, как навещал писателя Бориса Можаева в его коммунальной квартире: писатель не мог пригласить гостей в свои комнаты, потому что там спали дети. Так кухня стала для Можаева еще и кабинетом: “на одном из столов, среди посуды, стояла пишущая машинка, какая-то чистая бумага и писательское перо. [...] Мы выпили и заговорили о жизни, главным образом о русской земле, о крестьянстве… Он много говорил о Толстом. Вокруг летали гигантские "коммунальные" мухи, отбрасывая на лампу огромные тени.”

ТАСС. Рабочий завода "АвтоВАЗ" Николай Балашов завтракает на кухне со своей семьей.
ТАСС. Рабочий завода "АвтоВАЗ" Николай Балашов завтракает на кухне со своей семьей.

Культура “кухонных разговоров” вышла за рамки коммунальных квартир в эпоху относительно частного жилья, когда в 1980-е годы большинство советских людей уже имели свои квартиры для своих семей и никого больше. Реальность кухонь отражена во многих текстах русских рок-песен. “Одни слова для кухни, другие для улицы”, - пела рок-группа "Наутилус Помпилиус". “Я люблю кухни, потому что они хранят секреты”, - сказал Виктор Цой в своих стихах. Русские кухни по – прежнему остаются "социальными" комнатами в русских квартирах-в значительной степени потому, что квартиры по-прежнему в основном малогабаритные.