443 подписчика

Трон (1982)\ "Когда компьютер умнее человека"

Дисклеймер для особо одарённых - автор не выставляет сказанное в статье за истину в последней инстанции. Если содержимое Вас ранит и оскорбляет Ваше чувство прекрасного, Вы всегда можете забиться в угол и поплакать.

Дисклеймер для особо одарённых - автор не выставляет сказанное в статье за истину в последней инстанции.

Киношки про то, как умные ЭВМ решают нагнуть глупых человеков, а потом наоборот - история давняя. Буквально как люди допетрили до идеи создания искусственного интеллекта (в функционировании своего собственного, кстати, до сих пор не очень разобрались) - так и сочиняют страшилки. Одну из таких поставили, вы не поверите, главные производители контента для всей семьи - Disney, аж в 1982-м году.

фильм сейчас впечатляет в основном видимой трудоёмкостью съёмок
фильм сейчас впечатляет в основном видимой трудоёмкостью съёмок

В очередной мегаконторе по разработке всего подряд, от видеоигр до служебного ПО творятся какие-то нелады. ИИ, поставленный для корректировки работы и автоматизации процессов взялся лезть куда ни попадя, вбирая в себя функционал программ. В одном из отделов готовится апдейт, призванный сделать уже нормальный фаервол, без всей этой мутотени... впрочем, ИИ уже давно всем всё нахер заблокировал и желает полазить в системах Пентагона и Кремля (как и нахера?). Начальник всей этой конторы слегка прифигел от размаха, но вот только сказать что-то против - ссыт. Оказывается, своё кресло он получил хитрожопым методом, присвоив разработки крутого программера себе, и в системе полно палевных документов, которые чуть что - сразу будут обнародованы. А тут ещё за этими же документами регулярно пытается влезть в систему некий Флинн, которого как раз и выперли с места, отобрав все разработки. Ну и как говорится - бойся своих желаний, ИИ при очередной попытке взломать код, тупо переносит кулхацкера в виртуальный мир.

компьютерной корпорацией заведует дядька, который в этих самых компьютерах ни уха ни рыла - это уже тогда походило на клише
компьютерной корпорацией заведует дядька, который в этих самых компьютерах ни уха ни рыла - это уже тогда походило на клише

Бредятина? Не спорю. Пожалуй, помимо знатного влияния на современный киберпанк типа "Матрицы", фильм "Трон" конкретно так поднасрал восприятию компьютеров общественностью. Засядут, понимаешь ли, в свои кампудахтеры и сидят там, хоть бы хер по деревне - прям можно сказать живут в виртуальной реальности, ага. Нет, я понимаю что визуализация в киношке была необходима - не вываливать же на зрителя приключения символов кодировки? А так весьма зрелищно, увлекательно и даже мрачновато - что для тогдашнего Диснея, в принципе, было характерно. До кучи, фильм знатно проезжается по только-только наметившемуся к охвату всего и вся, интернету. Это конечно не та бредятина, которую нам вкинули в третьем "Супермене", где парой строк кода можно было вертеть вообще всем - от светофоров до нефтяных танкеров - но тоже знатный маразм. Более-менее внятно схожую тему развил Джеймс Кэмерон в своём "Терминаторе" - но обо всём этом мы уже так или иначе говорили. Здесь весь процесс превращен в эдакую игру, в которой вынуждены оставаться антропоморфные программы, чтобы в итоге стать частью ИИ.

в фильме заметно влияние советской кинофантастики - визуальный стиль чем-то таким пропитан
в фильме заметно влияние советской кинофантастики - визуальный стиль чем-то таким пропитан

К сожалению, главная проблема фильма - при его довольно прямолинейном и незатейливом сюжете, он смотрится жутко затянутым. Хотя, возможно, это беда всей фантастики начала 80-х, когда вроде бы уже всё понятно и с минуты на минуту ожидается финальный экшн, но его всё нет и нет, а то что показывают в кадре начинает утомлять. Прикопаться к чему-то ещё? Ну, тут не очень запоминающиеся персонажи, и главного героя, которого сыграл Джефф Бриджес (да-да, тот самый Лебовски, только ещё молодой) время от времени путаешь с его товарищем и соперником по общению с их общей знакомой. Кто там кого играл - обсуждать не сильно интересно, потому что кроме самого Бриджеса, все остальные как-то не очень-то мелькают в кадре в наше время.А, да, чуть не забыл - впихнутая на птичьих правах романтическая линия - она тут вообще не нужна, и знатно так тормозит динамику фильма. Можно бы сказать о демонстрации характеров персонажей через этот момент, но... камон, фильм вообще не об этом. Тут главные герои прописаны ещё хуже чем Люк Скайуокер в четвёртом эпизоде - так у того всё равно был в основе архетип, а здесь чёрт-те что на курьих ножках, чисто чтобы было.

выглядит всё это безумно эффектно, чего уж говорить (хотя в основном потому что обработано вручную)
выглядит всё это безумно эффектно, чего уж говорить (хотя в основном потому что обработано вручную)

В итоге-то всё затевалось ради демонстрации достижений зарождавшегося CGI - и вот тут видно что постарались. Да, по нынешним меркам картинка выглядит как один большой трындец, но этот самый трындец хотя бы стильный, да. Комбинированные съёмки, оцифровка и всё такое смотрятся вменяемо до сих исключительно благодаря созданию общей атмосферы. Я бы сравнил это с векторной графикой какой-нибудь Elite или подобных старых игр, но пожалуй что о них сейчас вообще мало кто даже слышал, не то что пытаться поиграть (мне вот не довелось, да и хрен с ним). В целом, киношка заслуживает 7 из 10, уж слишком тягомотной она кажется ближе к финалу, но тем не менее это вполне себе неплохо сохранившаяся фантастика ранних восьмидесятых, без которой не было бы многих других знаковых проектов.

Флинн каким-то макаром умудряется через игровые автоматы воздействовать на глобальную структуру сети - кажется, наши любители блокировать Телеграм представляют себе устройство интернета примерно так же
Флинн каким-то макаром умудряется через игровые автоматы воздействовать на глобальную структуру сети - кажется, наши любители блокировать Телеграм представляют себе устройство интернета примерно так же

Полную, неотцензуренную версию этой статьи, а также много другого интересного вы можете найти в моём паблике в социальной сети ВКонтакте.