Найти тему
Мои секретики

Его ласково называли «конек-горбунок». История создания ЗАЗ- 965

Я не автолюбитель, но у всех моих друзей и родных есть машины, и я провожу много времени в пассажирском кресле. Поэтому интересуюсь новинками автопрома и периодически просматриваю видео с «испытаниями на прочность» автомобилей еще советского производства. И почему-то нигде не увидела ни одного видео с ЗАЗ-965. Вот с автомобилем ЗАЗ-968 есть , а с 965-м -нет!

Вы спросите, почему именно он меня интересует? Просто это машина из моего детства, машина, на которой я первый раз прокатилась (такси я не считаю). У многих моих знакомых ЗАЗ-965 был первым автомобилем в жизни. Его принято называть «горбатый», а мои друзья ласково называли «конек-горбунок».

Мой друг в юности за рулем ЗАЗ-965
Мой друг в юности за рулем ЗАЗ-965

История создания ЗАЗ-965 была очень интересной. По окончанию Великой Отечественной Войны очень многие фронтовики вернулись домой инвалидами, то есть людьми с ограниченными возможностями. Правительство СССР решило облегчить им жизнь и придумать автомобиль, который помог бы решить проблему с их передвижением.

Первыми были мотоколяски, очень маломощные, тяжелые в управлении и очень неудобные.

Первые мотоколяски
Первые мотоколяски

И тогда, по очередному постановлению ЦК КПСС, было решено приступить к созданию специального автомобиля для инвалидов. Под проектирование и доработку образцов отводилось два года.

Первые три разработанные модели не приняли. Тогда разработчики стали искать запасной вариант (время-то ограниченно), и нашли.

Альтернатива нашлась в московском КБ завода малолитражных автомобилей, и разработанной машине дали название «Москвич-444», прототипом которого стал Фиат-600.

Опытный образец был готов осенью 1957 года, но при этом выяснилось, что под производство нового автомобиля на Московском заводе нет ни оборудования, ни площадей.

И проект передали в Запорожье, на завод по производству комбайнов «Коммунар», которому после передачи проекта нового автомобиля, присвоили статус «автомобильный». Так появился Запорожский Автомобильный Завод (ЗАЗ).

Москвич-444                                                   Фиат-600                                                ЗАЗ-965
Москвич-444 Фиат-600 ЗАЗ-965

После первых испытаний стало понятно, что московская модель не доработана: слабый кузов, ненадежная подвеска, а самая главная проблема - маломощный мотоциклетный движок.

И вот опять взялись за доработку. Мотор заменили на новый, разработанный в Научный Автомобильный Институт (НАМИ). Но опять возникла большая проблема – мотор перегревался. Тогда придумали сделать на боковине автомобиля решетки под определенным углом, которые называли «терка Вассермана», по фамилии конструктора, придумавшего эту систему охлаждения.

И вот, в 1960 году, Запорожский завод отправил первые машины в торговую сеть. При этом был налажен выпуск машин для людей с ограниченными возможностями. И по сравнению с мотоколясками – это был прорыв. Самая распространенная версия, в которой педали дублировались ручным приводом.

А вот еще один из опытных образцов, для инвалидов с одной ногой и с одной рукой, в производство так и не был запущен. Уникальность этого образца была в том, что коробка передач отсутствовала, а сцепление в нем срабатывало автоматически, то есть, чтобы тронуться с места, надо было лишь отпустить стояночный тормоз.

Но польза от этой комплектации была в том, что завод освоил электрический привод сцепления (ЭПС).

Красавчик ЗАЗ-965
Красавчик ЗАЗ-965

Сейчас эту систему называют роботизированной системой сцепления, и устанавливают на недорогих иномарках. А советский автопром освоил эту «опцию» больше 50 лет назад, жалко, что не применил.

Вот такой трудный путь до своего совершенства прошел «горбатый» ЗАЗ-965.

Спасибо, что дочитали до конца.

Если у вас есть, что добавить к этой истории, пишите в комментариях.

Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал.