Сегодняшний пост – продолжение рассказа о продажной любви в дореволюционной России. В прошлый раз речь шла о работе увеселительных заведений и «рядовых» этого фронта (можно прочитать тут). В этот раз речь пойдет об элите, если это слово в принципе уместно к такой деятельности.
Условно в прямом смысле дорогих красоток можно разделить на 2 группы (некоторые дамы перетекали из одной в другую). Первая - девушки из артистической среды. Вообще отношение к артисткам было неоднозначное. Ими любовались, восхищались, но не уважали. За брак с артисткой офицеров увольняли со службы, да и родственники смотрели как минимум косо. В театральные училища поступить было не трудно, желающих было меньше, чем сейчас. Шли в артисты либо дети других артистов, либо дети бедноты, а в самих училищах царила спартанская атмосфера и сомнительные нравы (о них у меня тоже был подробный пост). «Благородий» было единицы. Любовницей-актрисой было удобнее хвастаться, они охотно носили подаренные украшения и многое другое, и другим мужчинам было понятно, кто даритель. «Титулованная» любовница была элементом престижа и показателем богатства, как дорогие лошади и экипажи, крупные ставки во время карточных игр и много чего еще. Тут было два варианта. Некоторые покупали себе уже известных див, некоторые пытались сделать звездами понравившихся малоизвестных артисток. Кто не мог позволить себе ни то, ни другое, встречались с артистками попроще, а то и с хористками.
Вторая категория - просто дорогие дамы с пониженной социальной ответственностью. После выхода нашумевшего романа Дюма их стали называть камелиями. Четких профессий они не имели. Деятельность их заключалась в том, чтобы просто радовать нанимателя и поддерживать «товарный вид». Оставшееся время они проводили в праздности, гуляли, ходили по магазинам, общались с «коллегами». Среди них тоже были известные персонажи.
Ну и немного о том, как их опознавали, и как они себя рекламировали. Если речь шла об артистке, то можно было просто навести о ней справки и в мягкой форме сделать заманчивое предложение. Рекламой служили в том числе ее официальные выступления. Были и другие способы. Некоторые просто прогуливались в общественных местах в броских нарядах, и по некоторым деталям было все понятно. Многие камелии охотно демонстрировали себя в театрах, сидя в ложах с подругами во всей красе. Были известные современникам признаки, которые показывали, что это за дамы. Некоторые из них были однозначными, некоторые могли быть косвенными (иногда могло сойти за просто модные ляпы жен нуворишей), и тогда судили уже по их набору.
Главным признаком был сам факт нахождения не в то время и не в том месте. Долгое время женщинам было не принято ходить в трактиры и рестораны. Позже в некоторых местах это стало позволительно, но только в компании мужа и иных домочадцев, например, семейный обед, или празднование важного события большой компанией других уважаемых семейств, и это уже было в конце 19 века. Если дама сидела в подобных заведениях одна или даже с подругой, значит, она в поиске. Или если она пришла в увеселительное заведение поздно вечером . Были заведения с заведомо двусмысленной репутацией, куда приличные дамы и не ходили в принципе.
Гулять одной добропорядочной аристократке или просто состоятельной барышне тоже считалось нехорошо. С крестьянками и мещанками все было проще. А вот девушки из благородных семейств чаще ходили с родственницами, иногда прислугой (гувернанткой для подростка, с лакеем постарше). Даже просто в гости к подругам отправлялись они обычно не пешком, а в экипаже. И при этом, если девушка отправлялась одна, экипаж должен быть ее семьи. Одна девушка вызвать извозчика, как сейчас такси, не могла. Мир аристократов был консервативен в плане соблюдения приличий на публике. Важнейшей задачей девушки было как можно удачнее выйти замуж, поэтому родственники старались избежать малейших подозрений в легкомыслии и сомнительных свиданиях. Поэтому хорошо одетая девушка, праздно гуляющая одна, тоже обращала на себя внимание. Ну и иные внешние детали могли быть сигналом.
О многом могла сказать одежда. Слишком броская, слишком откровенная. Когда дорого-богато, но нет вкуса и опыта в подборе вещей, какой был бы у девушки, воспитанной в богатом семействе. Хотя модные проколы и дурные манеры могли быть и у жены нувориша или дочки резко разбогатевшего купца, так что это не было 100% признаком. Слишком дорогие украшения в неуместных ситуациях. К тому же среди аристократок традиционно было не принято, чтобы девушки до брака носили крупные и дорогие украшения, особенно бриллианты. Они могли носить немного жемчуга, неброские украшения, прически чаще украшали цветами.
этот материал также опубликован в моем блоге на pikabu тут