Не такая редкая ситуация: человек не имеет просроченных долгов, но по непонятным причинам ему звонят из коллекторских служб и требуют расплатиться за долги либо родственников, либо других знакомых. Гражданин не то чтобы сам не должен банку, он еще и не является чьим-либо поручителем! Сталкивались с подобным?
Разберем, как действовать в этой ситуации.
Функции коллекторов заключаются в убеждении должника расплатиться с кредиторами, а ни как в его принуждении – это уже сфера судебных приставов.
По законодательству субъект – кредитор или его уполномоченный – должен действовать разумными и добросовестными мерами при возврате просроченной задолженности. Что это значит?
Это означает, что при «выбивании долга» не допускается:
- применять физическую силу, методы, опасные жизни и здоровью, угрожать расправой, причинять вред;
- уничтожать, вредить имуществу либо угрожать это сделать;
- давить психологически, унижая человеческое достоинство;
- давать искаженную информацию (вводить в заблуждение) о неисполненном обязательстве, о передаче дела в суд, о применении административных мер и мер уголовного преследования, о действии взыскателя от имени органов госвласти.
Как избавиться от назойливых и, главное, неправомерных звонков коллекторов?
1. Прежде всего, попросите звонящего еще раз назвать реквизиты коллекторского агентства и уточнить основания для его обращения к вам.
2. Объясните, что претензии ошибочны.
3. Если звонки после ваших объяснений не прекращаются, запишите разговор на диктофон, возьмите детализацию звонков у оператора связи.
4. Направьте коллекторам и кредитору заказное письмо с извещением, что у вас нет кредитных обязательств и что коллектор действует некорректно. Приложите к письму доказательства.
5. Если безосновательные звонки коллекторов продолжаются, обратитесь с жалобой в прокуратуру, также приложив подтверждающие материалы.
По законодательству превышение коллекторами своих прав наказуемо штрафом.