Зато стабильность

329 прочитали
Многие, очень многие ждали этого дня. И вот он настал.  Сразу после оптимистичного экономического отчета, Росстат опубликовал отчет  социальный.

Многие, очень многие ждали этого дня. И вот он настал. Сразу после оптимистичного экономического отчета, Росстат опубликовал отчет социальный. Речь о динамике реальных располагаемых доходов населения. И вот тут не просто все плохо, а невероятно плохо.

Падение доходов россиян в 2020 году значительно опередило прогнозы правительства. Целевым показателем называлась цифра в минус 3 %, однако в реальности вышло минус 3,5 %. При в целом благоприятном экономическом результате возникает закономерный вопрос: а что собственно говоря вообще происходит?

Ответ кроется не так уж и глубоко. Все дело в нескольких моментах. Первый – утечка капитала. Разница между инвестициями и выводом денег из России исторически отрицательная. Таким образом, часть ВВП уезжает на иностранные счета, и хорошо если в развитых странах, чаще же всего в офшорах. Нормальная ли это ситуация? Явно нет.

Второй момент – кредиты. Кредитование, призванное компенсировать падение доходов с целью поддержания уровня потребления, в долгосрочной перспективе привело к обратному эффекту: обязательные выплаты по кредитам растут с каждым годом, съедая положительную динамику роста заработной платы.

Дальше – рост обязательных платежей, и прежде всего налогов. Я опять же писал неоднократно: огромные популистские социальные выплаты тянут страну ко дну. Вместо борьбы за высокий размер оплаты труда, правительство под чутким надзором президента забирает деньги у работающих граждан ради социального популизма. Результат при этом очевиден.

Дальше идут демографические проблемы. Вроде бы население уменьшается, ВВП на душу населения соответственно должно расти. Но проблема в том, что сильнее всего сокращается самая активная, молодая часть общества. В прошедшем году Россия потеряла 510 тысяч граждан. Это город размером с Псков. При этом виновата не только возросшая смертность о коронавируса, но и крайне низкая рождаемость. И это не смотря на все популистские меры по поддержке детства, эффективность которых на практике оказывается равна нулю.

Ну и наконец, самое важное. Об этом, кстати, Путин говорил буквально позавчера на экономическом форуме в Давосе. И это - растущий разрыв в доходах между богатыми и бедными. Только почему-то наш президент упрекал в этом западные страны, хотя в России разрыв выражен куда сильнее. В кризис российские богатые стали еще богаче, получив огромную поддержку от государства и пустив ее, разумеется, на себя любимых. Бедные же стали беднее, лишившись доходов.

Вот такая она цена стабильности. Стабильное прозябание в болоте – главная скрепа российского общества сейчас. И нам пытаются показать, что за пределами болота еще хуже. Но это вовсе не так. Клептократическое государство не может быть эффективным по определению. И ничего кроме застоя не дает своим гражданам. Жаль что далеко не для всех это очевидно.