Многие российские политики не скрывают разочарования и досады от территориальных потерь в результате распада СССР. Президент России именно это назвал крупнейшей геополитической катастрофой.
Внешняя политика России очевидно также не исключает попыток изменить нынешние границы в свою пользу.
Крым напрямую присоединён к России в 2014 году. В Донбассе две непризнанные пока республики - ДНР и ЛНР фактически контролируются Россией. Приднестровская молдавская Республика (ПМР) фактически подконтрольна России. Абхазия и Южная Осетия тоже.
По факту, к трём бывшим советским республикам Россия примерила довольно жёсткие меры воздействия и вернула под свой контроль ряд территорий. Возможно ли то же самое в отношении Казахстана?
Вполне. Заявления о «территориальных подарках России», которые озвучивал Вячеслав Никонов, один из лидеров фонда «Русский мир», не спроста. За ним и Жириновский, давно замеченный в том, что его прогнозы сбываются:
«Среднеазиатский федеральный округ — мой родной город Алматы. Его переименуем в Верный, посадим генерал-губернатора. Будет наведен порядок в ближайшие 10 лет», — пообещал Жириновский.
Подтверждает это и резкая, болезненная реакция казахстанских властей. Мы писали об этом. В Нур-Султане не исключают «Крымского сценария», судя по этой реакции.
"Ситуацию с Крымом мы примеряем и на себя. Если был создан прецедент с Крымом, значит, такое может случиться и с нами. Что будет с нашими северными регионами? Нам не нравятся заявления Жириновского о присоединении Казахстана к России и создании Среднеазиатского федерального округа. Что у Жириновского на языке, то у Кремля на уме", - говорит экс-министр финансов и один из самых влиятельных людей в стране Зейнулла Какимжанов.
Конечно, лучше бы России и Казахстану идти рука об руку и только дружить. Но то же можно ведь сказать и об отношениях России и Украины. Хорошо бы, вот только... Реальность иногда складывается иначе.
Российско-казахстанская граница протянулась вдоль степей и предгорий на 7.600 километров. Это одна из самых протяженных сухопутных границ в мире. Обеспечивать безопасность и непрозрачность такой линии почти невозможно.
Кроме того, граница так близка к военно-промышленным центрам России (Оренбург, Магнитогорск, Челябинск, Омск), что власти РФ просто вынуждены думать о том, как бы эту границу отодвинуть как можно дальше на юг.
Пока Казахстан союзник и друг, вроде бы всё без проблем. А что, если будет не так? Если Казахстан пойдёт по «украинскому» пути и отвернётся от России? Ведь это уже происходит. Латинизация казахского языка, попытки казахизации всего населения, этническое давление на русских, мульти-векторность во внешней политике.
Это при том, что граница России и Казахстана действительно нарисована в 1936 году во многом «от балды». Ведь не только Никонов, но и президент России вполне ясно выразился о «подарках».
«Если та или иная республика вошла в состав Советского Союза, но получила в свой багаж огромное количество российских земель, традиционных российских исторических территорий, а потом вдруг решила выйти из состава этого Союза — ну, хотя бы тогда выходила с тем, с чем пришла. И не тащила бы с собой подарки от русского народа», - В.В.Путин. Президент России.
Россия, исходя из геополитических представлений о безопасности наверняка будет вынуждена разрабатывать планы по взятию под контроль территорий, прежде бывших коренной частью Российском Империи. Уже и термин появился - по аналогии с «Восточной Украиной» говорят о «Северном Казахстане».
При каких обстоятельствах Россия может начать операцию «возвращение в родную гавань» в отношении Северного Казахстана?
- в случае прихода к власти в Казахстане прозападных сил.
- в случае откровенной антироссийской риторики властей Казахстана.
- в случае попыток «выгнать» Россию из Байконура.
- в случае попытки государственного переворота в Казахстане.
- в случае массовых антироссийских или антиправительственных митингов в Казахстане.
- в случае межнациональных конфликтов и «русских погромов».
То есть, по большому счёту, в том случае, если Казахстан пойдет по пути Украины.
В Северном Казахстане русских больше, чем в Крыму!
Почти 20% населения Казахстана - русские (3,5 миллиона) , и националистические всплески в казахской среде им могут угрожать напрямую. Россия, конечно, не может оставить миллионы соотечественников без поддержки. Тем более, что гуманитарные и геополитические цели России в Казахстане полностью совпадают.
А теперь, собственно, о сценарии. Как он может реализоваться?
Не думаю, что в России изобретут что-то абсолютно новое, а скорее всего будет использован опыт созданий государственных образований на Кавказе, в Молдавии и Украине. С учётом местной специфики и того, что «половинчатое» решение слишком проблемно в перспективе. Решать проблему, скорее всего, будут кардинально.
С чисто военной точки зрения взять под контроль весь Казахстан для Российской армии не проблема. В системе казахстанской власти у России есть свои люди, речь вовсе не только о этнических русских, ставка будет делать на них. Как минимум значительная часть армейских подразделений Казахстана перейдёт на сторону России. А сравнение военного потенциала РФ и РК, конечно, не в пользу Нур-Султана. В Казахстане весь личный состав армии - 39.000 человек. В России численность одной только Службы Специальных операций (ССО ВС РФ) оценивается в 20.000 человек. Это 20 тысяч элитных бойцов, наученных выполнять самые сложные и непредсказуемые операции. А ещё 45.000 солдат ВДВ и десятки тысяч человек других спецподразделений, плюс около 30.000 бойцов ЧВК могут быть задействованы в любой момент. Ещё 100.000 бойцов Росгвардии - это постоянный резерв, созданный в ходе белорусских протестов, который может быть использован для контроля за ситуацией внутри городов и посёлков.
- Ранним утром «Вежливые люди» берут под контроль космодром Байконур. Стратегически важный, первый в море космодром. Арендуется Россией до 2050 года. Под контроль берётся и город Байконур. Также «Вежливые люди» берут под прямой контроль города, прилегающие к другим российским военным объектам. Полигон Сары-Шаган, аэродром «Камбала» - это тоже российская аренда, стратегические точки.
Появление «вежливых людей» в ключевых точках становится причиной организованных выступлений в «русских районах» республики. Вдоль российско-казахстанской границы появляются Усть-каменогорская Народная Республика, Павлодарская Народная Республика, Петропавловская Народная Республика, Кустанайская Республика, Актюбинская Республика, Гурьевская Республика.
- Либо власти Казахстана (как в своё время свергнутый президент Украины Янукович) обращаются к РФ с просьбой ввести войска в рамках соглашения по ОДКБ и навести конституционный порядок. Либо руководство народных Республик (как в своё время власти Крыма) обращаются к России с просьбой спасти и защитить. В любом случае, вдоль всей границы Россия идёт на выручку дружественному Казахстану и вводит миротворцев.
- Либо антироссийские силы прекращают сопротивление и Казахстан мирно становится федеративной страной с конституционно закреплёнными союзническими связями с России. Либо возникает вооружённый конфликт и антироссийские силы подавляются местными пророссийскими силами при поддержке «вежливых людей» и российской авиации. Во втором случае Народные республики входят в состав РФ на правах российских субъектов, а территория союзного Казахстана серьезно уменьшается.
Россия в любом случае отстоит свои геополитические интересы, де-факто вернётся в Среднюю Азию и будет вновь граничить с Узбекистаном и Киргизией.
Дело в том, что в условиях неослабевающего санкционного давления России критически важно и защитить своих соотечественников, и отодвинуть границы от стратегически важных центров, и приобрести контроль над возможно большими ресурсами. Противостояние с Западом требует больших ресурсов. А санкции всё равно не будут ещё большими. Напротив, на операцию в Азии даже западные страны могут смотреть гораздо лояльнее, чем на аналогичные действия на западном направлении. Ведь Казахстан в противном случае со временем пополнит возможности основного западного конкурента - Китая.