Студент Академии художеств и участник «бунта четырнадцати»
Константин Маковский родился 2 июля 1839 года в Москве. Его отец Егор Маковский был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, членом Московского художественного общества, коллекционером живописи. Константин Маковский писал о нем: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». Мать будущего портретиста, певица Любовь Молленгауэр преподавала в Московской консерватории.
Когда Константину Маковскому было 12 лет, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там он учился у Михаила Скотти, Сергея Зарянко и Аполлона Мокрицкого.
В 1858 году Маковский окончил училище и поступил в натурный класс Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. С первых лет учебы он участвовал в выставках с картинами на исторические темы: «Исцеление слепых» и «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».
К 1863 году Маковский вошел в список лучших студентов Академии художеств. Среди них ежегодно устраивали конкурс на большую золотую медаль. Выпускнику Академии, который получал эту награду, государство назначало денежное пособие и в течение шести лет оплачивало жизнь и работу в Италии.
В 1863 году правила участия в конкурсе изменились. Организаторы объединили студентов жанрового и исторического классов и запретили им самостоятельно выбрать тему работы. В список лучших учащихся, помимо Маковского, вошли еще 13 человек, в том числе Иван Крамской, 8 октября 1863 года они подали заявление в Совет Академии с просьбой изменить условия конкурса. Обращение осталось без ответа. Тогда студенты написали коллективное письмо вице-президенту Академии художеств Григорию Гагарину и лично посетили нескольких членов Совета. Однако те отказались менять условия состязания. 21 ноября 1863 года, в день объявления темы конкурса, тринадцать студентов класса живописи и один ученик класса скульптуры покинули Академию художеств. В их числе был и Константин Маковский. В прессе этот случай назвали «бунтом четырнадцати». Он стал первым открытым выступлением против академического направления в живописи.
В 1860-х Маковский писал сцены из жизни петербургских горожан. К его работам в этом жанре относятся «Вдовушка», «Селедочница» и «Маленькие шарманщики». В этих картинах Маковского критики отмечали влияние Василия Тропинина: темную цветовую гамму, подчеркнуто красивые черты лиц. Историк Елена Широкова писала: «Константин Маковский, человек весёлый и жизнелюбивый, и сам понимал, что он не создан для живописания «свинцовых мерзостей дикой русской жизни», не дано ему писать «униженных и оскорбленных»: изможденных крестьянок, оборванных нищих, убитых горем вдов»
Передвижник и «придворный живописец»
В 1870-х Маковский много путешествовал по России. После поездки в Тамбовскую губернию он написал картину «Дети, бегущие от грозы». В одной из деревень он встретил девочку, внешность которой показалась ему интересной. Художник попросил ее позировать для полотна. Девочка согласилась, но в нужный день не пришла. Маковскому рассказали, что накануне она пошла в лес с младшим братом, попала под сильный ливень, промокла и заболела. Художник рисовал ее по памяти.
В 1880-х Маковского стали называть «придворным живописцем». Портреты у него заказывали представители самых знатных дворянских родов — Строгановы, Юсуповы, Волконские. Художник вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».
Героев своих картин Маковский часто наряжал в старинные одежды. Иногда, прежде чем приступить к написанию картины, устраивал у себя в квартире театральные костюмированные представления. Не всем его заказчикам это нравилось. Художница и меценат Мария Тенишева писала: «Маковский почему-то непременно захотел писать меня в костюме Марии Стюарт. Хотя я этой фантазии не разделяла, но пришлось сдаться, потому, что с некоторыми художниками невозможно говорить резонно: они непогрешимы, не терпят здравой критики».
Владимир Егорович Маковский умер 21 февраля 1920 года и был похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище.
После революции могила Маковского была разрушена. До нашего времени она не сохранилась.
Спасибо, что прочитали до конца.Если возникнут вопросы или пожелания, спрашивайте, отвечу.