5.Функционал. Дольмены использовались как оссуарии, места для хранения костей умерших родственников, и как святилища, места поклонения божеству и проведения обрядов жертвоприношения. В эпохи позднего палеолита, неолита, энеолита, медного и бронзового веков все общества древней Европы от Пиреней до Урала проходили через стадию матрицентрирования, или матриархата. Главным божеством была Мать Богиня. Как уже говорилось выше она давала и забирала жизнь. Дольмен, как место обитания Богини, тоже выполнял двойную функцию: был местом захоронения и возрождения умерших. Механизм этого процесса следующий. Умершего клали на дольмен или подвешивали на дерево или на специальную площадку, голову отделяли. Голова считалась вместилищем души. Мать Богиня в виде птиц склевывала плоть до костей. Весной черепа и кости заносились в дольмен, где оживлялись Матерью Богиней в виде оживающей после зимы природы, в виде родящей женщины. Самые достойные отправлялись в вечный мир предков, где наслаждались вечной жизнью, люди попроще продолжали воплощаться в земной жизни.
6. В сказке. В сказке как в зеркале отображается этот ритуал смерти-возрождения.
Главный герой теряет кого-то из своих близких, которые фактически умирают, идёт вызвалять его (её) из тридевятого царства (мира мертвых). Чтобы попасть в загробный мир он направляется в избушку Бабы-Яги. Яга пропускает его, но прежде умерщвляет, накормив мертвой едой. Далее следуют приключения героя в потустороннем мире, спасение родственника и наконец возвращение через избушку в мир живых, т.е.возрождение к жизни.
7. Итог: С помощью сказки мы находим ответы на многие вопросы касаемо древней истории : от палеолитических Венер до символики и назначения мегалитов.
Существуют ещё связи между фольклором и древними верованиями, в следующих постах мы их обязательно рассмотрим.