Продолжаем рассказывать о быте жителей Куликова поля в конце XIX – первой половине ХХ в.
Если такое занятие, как хлебопашество было необходимостью, то рыбалка носила характер скорее хобби, как сказали бы сейчас.
Рыбное хозяйство в регионе до 1917 г. было сосредоточено в частнопомещичьих владениях. Пруды были непременным атрибутом ландшафта помещичьих усадеб. Некоторые из них выделялись размерами и красотой, были окружены парками. Образцом может служить Большой пруд в Богородицке в имении графа Бобринского, над созданием которого немало потрудился известный русский естествоиспытатель А. Т. Болотов.
В Богородицке у Бобринских разводили не только карпа, карася, линя и леща, но и стерлядь и форель. Рыбная ловля на Дону никогда не представляла собой специального вида промысла. Это было удовольствие, побочный случайный заработок, добавление к рациону. Ловили рыбу на Дону круглый год: удочкой и сетью, саком и переметом, вершами и кубарями с лодки и с берега. Виды рыбной ловли, бытовавшие на Дону, достойны внимания этнографов, многие из способов утрачены.
Во время разлива Дона рыбалкой была занята большая часть населения. В полую воду ловили рыбу наметками — мешками, похожими на вытянутый колпак из частой сетки, пришитый к деревянной треугольной раме, закрепленной на длинном шесте. Ловили также и саком — та же наметка, но более крупных размеров, с более тяжелым шестом, с веревкой, привязанной к шесту, за которую помогают тянуть сак еще двое–трое людей. В «рыбные» годы в сак могло заходить до 2–3-х ведер рыбы за одну «тонь». В сак шла только мелкая рыба: пескарь, окунь, плотва, уклейка и, очень редко, щука и карп. Когда Дон входил в берега, но вода еще оставалась мутной, рыбу ловили особой сетью — «режей».
Делалась она часто из обыкновенных катушечных ниток, была широкой и могла перекрыть почти весть Дон. Отличием режи были частые «ячейки» посередине и более редкие по бокам. Шла в эту сеть рыба крупная, такая как язь, голавль, щука, карп, крупная плотва и шереспер. Особенно много рыбы попадалось на бродах и мелях. Когда Дон мелел и вода становилась прозрачной, начиналась ловля простой сетью с лодок «душегубок». Рыбак, сидя в лодке, бил по воде колотушкой. Рыба начинала метаться, попадала в сеть и там застревала. Так добывался к столу налим и окунь. А сама рыбалка начиналась ночью и продолжалась до зари. Когда река мелела и открывались броды, рыболовы ставили верши и кубари, сплетенные из лозняка и корзиночной ивы.
Кубари обмазывались изнутри сырым хлебом и масляным конопляным жмыхом. Верши и кубари плели зимой и продавали на рынке по 1 руб. 50 коп. за пару, а то и дороже. В июне и июле ловили чаще всего удочками и переметами — протянутой через реку бичевой с прикрепленными к ней лесками и крючками. Интересна была и зимняя ловля. В прорубь опускалась сеть и выводилась в другую прорубь неподалеку. Параллельно сети на расстоянии 2-х метров пробивались маленькие отверстия, где в воде колотили колотушками, в виде шеста с большим шаром на конце. Есть сведения, что карпа и щуку били острогой. На эту рыбалку отправлялись обычно вдвоем. Впереди лодки зажигали огонек. Один рыбак держал наготове острогу, имевшую вид стрелы, а другой правил лодкой. Карп лежит желтым брюхом вверх и при свете может быть легко замечен. Охота с острогой приходилась на июнь месяц, когда «цвела рожь». Есть информация, что попадались экземпляры карпа весом более 20 кг. Плеск карпа в глубоких местах на закате солнца породил в некоторых деревнях легенды о заплывших в реку из моря тюленях.
Весной, сразу после падения воды, возле мельничных плотин детишки ловили рыбу руками. У этого вида рыбной ловли был один существенный недостаток — ноги быстро стыли в весенней ледяной воде.
Местные жители вспоминают, что в конце 20-х – начале 30-х гг. рыбы в Дону было очень много. Причина была в уменьшении крахмальных заводов, которые гнали в реку мизгу, мелкий негодный картофель и разные отбросы, которые засоряли русло реки и отравляли воду. В 30-е гг. ХХ в. разрабатывались планы по возрождению прудового и речного рыбного хозяйства. Так, акционерное общество «Мосрыба» намечало создание в Богородицком районе карповой прудовой системы на 100 га с лишним и рассчитывало уже в первый год работы получить 30 000 экземпляров карпового малька. В Куркинском районе было подготовлено к разведению рыбы 24 пруда, в Епифанском — 3. Однако большинство планов так и остались нереализованными.
Сейчас рыбы в Дону и Непрядве стало значительно меньше, но любителей рыбной ловли не уменьшается.
Сегодня наш канал очень нуждается в вашей поддержке. Пожалуйста, поделитесь этой статьей на своих страницах😌
Читайте также:
Вокруг Куликова поля: Прощеный колодец
Символы и обереги в традиционной русской одежде