Подходит февраль. В этом месяце День Рождения одной моей знакомой, Лине Акимовне Ткаченко, которая в данный момент проживает в нашем селе. Но родилась она и прожила всю свою жизнь, в Краснодарском крае. Поэтому читая, некоторые краснодарцы могут увидеть знакомые названия того или иного села или станицы.
---Я не буду утомлять вас информацией о всей ее жизни. Но вот некоторые истории из ее жизни все же хочу предложить вам для чтения. Приступим? А назовем мы сегодня мою работу вот так:
ПРО ДЕВОЧКУ, ДАВНО СТАВШУЮ ВЗРОСЛОЙ
---К приходу немцев, в августе 1942 года, в их семье было трое малых детей. Лине тогда было немного более двух лет, поэтому она мало что помнит из периода оккупации, но один случай врезался ей в память.
---Они с бабушкой стояли у калитки, когда к их дому подъехали на мотоцикле двое немецких солдат и стали требовать "млеко" и "яйки". Девочку очень напугали страшные головы этих чужих людей - малышке еще не приходилось видеть каски. Она заплакала.
---Ни "млека", ни "яйки" уже не было - забрали их же сослуживцы. Не поверив бабушке и грубо ее оттолкнув, немцы прошли во двор. Обыскав дом, двор и все сараи, они направились к калитке. Один из них ткнул зло плачущую Лину в затылок прикладом. Девочка потеряла сознание. Почти полгода она пролежала в коме. Родные уже не надеялись увидеть ее нормальным ребенком.
---Первого января 1943 года в Краснодарском крае начались наступательные действия советских войск. Вскоре и в их село пришли наши. Бабушка Лины, Анна Емельяновна, обратилась за помощью к врачам военного госпиталя с просьбой посмотреть внучку. Те очень чутко отнеслись к ребенку, назначили лечение. Спустя некоторое время, Лина очнулась. Старшие дети, громко и радостно хохоча , "понесли" по селу новость - Линочка проснулась! А взрослые, бабушка и мама, не могли сдержать слез радости и облегчения.
---Из-за голода реабилитационный период длился довольно долго. Но организм ребенка усердно боролся и с болезнью, и с голодом. Девочка росла умненькой, ей крупно повезло - травма не сказалась на ее развитии.
---Властвовал послевоенный голод! Да так властвовал, что вокруг села лет пять не росла трава - ей просто не давали вырасти, срывали только что пробившиеся росточки, чтобы приготовить из них что-нибудь съестное.
---И вот уже 1947 год. Лина, которой к тому времени исполнилось семь лет, пошла в школу. Одевали ее в то, что было. О школьной форме и мечтать не могли.
---Периодически, начиная класса с третьего, всех школьников посылали собирать колоски. Но им больше нравилось собирать полынь для аптеки. Это у нас на Ставрополье, в колмыцко-ногайской степи, полынь на каждом шагу, а там, вблизи Азова, ее надо еще поискать!
---Детям выдавали стандартные холщовые мешочки, которые необходимо было наполнить травой. Тому, кто набирал полный мешочек полыни, давали пышку. А у кого мешочек был неполным - только половину.
---Между Николаевкой и соседним село Глафировкой, на скалах у Азовского моря, есть место, куда во время брачного периода со всей округи сползаются гадюки. Казалось, сами скалы двигаются, ползают, шевелятся, блестя и переливаясь на солнце. Спуститься туда в это время - шагнуть навстречу смерти.
---Ребята стояли на высоком берегу и смотрели вниз: между ними и гадюками, расстелившимися внизу сверкающим ковром, рос шикарный(!) куст полыни. Лина, заприметившая его раньше всех, стала спускаться вниз, периодически оглядываясь. Вот и желанный куст! Девочка осторожно его потянула, но, не удержав равновесия, стала падать. Дети и учительница, стоявшие наверху, испуганно закричали. Спас ее колючий куст, не то шиповника, не то терновника, и любимая юбка из плащпалатки, которая так "тарахтела " при ходьбе, что ее слышно было за две улицы. Зацепившись за куст этой юбкой, Лина повисла над змеиной "свадьбой". До злосчастного места далеко, но все равно было страшно.
---Учительница, приказала Лине не шевелиться, а сама побежала за помощью к рыбакам, работавшим неподалеку. Они прибежали незамедлительно, прихватив с собой веревку. Один из них спустился к Лине, обвязал девочку и ее подняли наверх. Ребята помогали тянуть веревку со спасенной Линой, а потом прыгали радостно вокруг нее, видимо, избавляясь от постигшего их страха. А их учительница осторожно опустилась на лежащий ближе всех камень. Ее руки странно повисли вдоль туловища, она неестественно улыбалась, а по щекам катились слезы.
ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ.
В следующем выпуске я расскажу еще одну историю из жизни этой славной женщины - Лины Акимовны Ткаченко. Имена и фамилии подлинные.
Заходите на мой канал. Читайте. Подписывайтесь.
Голосуйте за меня. Ставьте "лайки"
Ваша ВАЛЕНТИНА КОЗЛОВА.