Я сейчас посягну на святое... на вампирскую сагу "Сумерки". Всё, тушите свет и закрывайтесь одеялами.
Но для начала немного предыстории! Году эдак в 2012, в метро, возвращаясь домой, я уткнулась глазами в книгу, которую читала соседка по метрополитновской скамье. Настроение у меня было паршивое, жизнь в целом не радовала и потому прочитанное внезапно увлекло.
Название книги мне увидеть не удалось. Но я запомнила имена героев, пояндексила, не откладывая в долгий ящик зашла в близлежащий книжный и стала счастливой обладательницей первой книги саги "Сумерки".
Естественно, я прочла ВСЕ книги этой саги. Тут на карантине я что-то про них вспомнила, достала, попыталась начать читать и не смогла. Осталась только мысль: вот как тогда мне это могло понравиться? Наверное, я за 8 лет помудрела, не иначе.
По прочтении я узнала, опять-таки случайно, что есть и кино "Сумерки" (первая экранизация вышла в 2013 году). И мы с моей коллегой по работе, которую я тоже подсадила на эту серию, его посмотрели, а потом дружно ждали продолжения, которое уже ходили смотреть в кинотеатры.
И вот, спустя годы, повзрослев и помудрев, я включила голову. По правде говоря, мне экранизации и тогда не нравились. Картонные герои, деланная мимика, невнятная главная героиня, будто замороженная. В целом фильм проигрывал даже такой слабой книге, как творение Стефани Майер. Потому что читая книгу ты мог живостью воображения дополнить все ее изъяны. В кино же мы такой возможности не имеем.
Но сейчас меня значительно больше волнует другой вопрос: болезненная любовь героини. Относительно героя - Эдварда - я ничего говорить не буду. Допустим, он вампир, а об особенностях психологии этих кровососущих мне ничего не известно.
Хотя... давайте абстрагируемся от магизма этой истории и подумаем вот о чем: в наш век феминизма появляется вот такая героиня. Она зависима от любви и от мужчины. И герой, который эту зависимость принимает и культивирует.
Белла не хочет учиться, не может работать, ей не нужны друзья. Ее мир зациклен на Эдварде. Эдвард берет в свои руки управление жизнью Беллы и становится ее головой, душой, дыханием и всем прочим. Белла теряет себя, как личность. На лицо явный абьюз, ведь Эдвард напрямую угрожает жизни Беллы. И ей это нравится!
Возникает вполне закономерный вопрос: а почему появилась такая героиня? Откуда, повторюсь, в наше время с его феминистическими устремлениями такая страсть к столь ущербным отношениям? Могу предположить, что книга или фильм о такой "любви" стал психологической компенсацией для современных женщин, которые лишены легального права мечтать о подобном подчинении в отношениях. Но в области подсознательного желание такой зависимости, вероятно, всё ещё существует.
Любопытный психологический феномен, как вы считаете?