Этот замечательный мультфильм Хаяо Миядзаки любят зрители по всему миру. Отсутствие злых персонажей и хэппи-энд делают его отличным выбором для семейного просмотра. К тому же, как и любая хорошая сказка, «Мой сосед Тоторо» преподаёт множество полезных уроков, некоторые из которых способны усвоить даже малыши.
Преодоление страхов
В жизни любого ребёнка присутствуют те или иные страхи. В основном они делятся на природные и социальные. Дети могут бояться собак или кошек, воды или высоты, чужих людей или смерти родителей. Они могут бояться чего угодно, вплоть до шнурка на своём правом ботинке, который когда-то завязался некрасивым узлом.
В отличие от взрослого страха, детский страх носит временный характер и, как правило, довольно быстро забывается. Но всё же он таит в себе некоторую опасность и может привести к нежелательным последствиям. Мультфильм «Мой сосед Тоторо» является отличным тренингом по преодолению страхов. Он «предлагает зрителям справляться со сложными эмоциями с помощью своеобразного фильтра волшебства, сквозь который можно бесстрашно смотреть в темноту и находить в ней радость» (Сюзан Нейпир, «Волшебные миры Хаяо Миядзаки»).
Мультфильм заряжает на позитивное восприятие окружающего мира. Впервые встретив Тоторо, четырёхлетняя Мэй ассоциирует его с троллем — враждебным человеку существом из скандинавской мифологии. Тем не менее, девочка даже не задумывается об опасности и засыпает на груди монстра. В своём сознании она превращает его в доброго персонажа, и страх исчезает, даже не успев появиться.
Отличный пример «хорошего» ребёнка
Десятилетняя Сацуки является образцом для подражания. Она тащит на себе все домашние обязанности — готовит на всю семью, стирает, приглядывает за сестрой. Папа спокойно позволяет себе зарываться в книги или опаздывать на автобус, потому что знает — на Сацуки можно во всём положиться.
Продюсер студии «Гибли» Тосио Судзуки спорил с Хаяо Миядзаки, доказывая, что таких «хороших детей» не бывает. Тогда Миядзаки очень разозлился и заявил: «А вот и бывают. Я таким был!». Его мама болела туберкулёзом, а отец и братья были всегда заняты. Поэтому будущему режиссёру приходилось в одиночку справляться с домашними заботами. Как и Сацуки, он не роптал.
Доверие и уважение
Большинство взрослых просто посмеялись бы над рассказом девочек о встрече с Тоторо, списав всё на богатую детскую фантазию. Но в мультфильме Хаяо Миядзаки отец реагирует довольно серьёзно — он не пытается шутить или возражать. Скорее всего, взрослый и хорошо образованный папа-археолог не слишком верит в лесных духов, но он доверяет своим дочерям.
Своим творчеством Миядзаки протестует против снисходительного отношения к детям. Во многих его работах юные герои абсолютно самостоятельны и самодостаточны (Кики из «Ведьминой службы доставки», Ситу и Пазу из «Небесного замка Лапута»). Но при этом режиссёр оставляет за ними право быть детьми.
Любовь к природе
«Мой сосед Тоторо» — буколический мультфильм, отправляющий зрителей в «спокойную, сельскую и гармоничную» Японию. Его кадры отражают всю красоту природы, практически не задетой техническим прогрессом, её мощь и хрупкость.
Древние духи природы живут рядом с людьми и (как в случае с Мэй и Сацуки) готовы с ними контактировать. Осознание подобной близости ко многому обязывает.
Котобус
Если самые маленькие зрители заскучают, то котобус наверняка сможет их как следует развеселить. Мультфильм стоит посмотреть с детьми хотя бы ради него, ведь положительные эмоции и вера в чудеса ещё никому не мешали.
А что думаете вы: стоит ли показывать детям «Мой сосед Тоторо» и другие мультфильмы Хаяо Миядзаки? Пишите в комментариях!