Отчего советские кинофильмы и спустя многие годы остаются такими родными, неповторимыми, любимыми? А ведь дело здесь не только в отменной режиссуре, нашей ностальгии или исторической ценности - огромный вклад в этот феномен вносит искренняя, органичная и душевная игра актерского состава. Именно таким актером был Всеволод Васильевич Санаев, умея сделать достоверной любую из своих ролей, коих насчитывается более девяноста. Частичку своей широкой души он вкладывал даже в самые, казалось бы, малозначительные, эпизодические роли, а уж что говорить о главных ролях! К слову, первым фильмом, в котором снялся Всеволод Санаев, была советская музыкальная комедия режиссера Григория Александрова «Волга-Волга», снятая в 1938-м году, где начинающий актер сыграл сразу две небольшие роли музыканта и лесоруба. А дальше последовала другая киноработа - роль Добрякова в художественном фильме 1940-го года кинорежиссера Ивана Пырьева «Любимая девушка», - первая большая кинороль Санаева.
Множество последующих работ Всеволода Васильевича были настолько разноплановыми и отличными друг от друга, что невольно удивляешься актерскому мастерству этого талантливого человека, способного так правдоподобно оживить любую из них, привнести в каждую что-то свое, уникальное. Известно, что Всеволод Санаев играл как положительных, так и отрицательных героев. Так, среди заметных ролей актера — Донцов в «Первом эшелоне», полковник Лукин в киноэпопее «Освобождение», директор МТС Кантауров в «Возвращении Василия Бортникова», Сиплый в «Оптимистической трагедии», Степан Федорович в «Печках-лавочках», Козлов в «Пять дней, пять ночей», Матвей Рязанцев в «Странных людях», Ермолай Воеводин в «Вашем сыне и брате» и другие.
Сам Всеволод Васильевич с глубоким уважением относился к режиссеру Василию Шукшину и высоко оценивал свою работу с ним. «Счастлив, что работал с Макарычем. Сомневался: молодой режиссер, снимает всего второй большой фильм - что он знает, чему может научить. Когда приступали к съемкам, он все на мои руки поглядывал - опасался, видно, что выйдут не кряжистыми. Тогда я помню, ему сказал: главное у человека - глаза, а руки... «Ну что же, сделаю их беспокойными, не привыкшими находиться без дела», - ответил Макарыч, чуть–чуть подумав, на том и порешили... Только рядом с этим режиссером я понял, как надо жить - и не только в искусстве. Многие толкуют о правде в нашем киношном деле - какая она наяву, а какая на экране, а вот у Шукшина особенная - единая и там, и тут...», - вспоминал актер.
В 1969-м году Всеволод Васильевич Санаев был удостоен звания Народного артиста СССР и более того, он - лауреат Государственной премии им. братьев Васильевых, награжден орденами и медалями.
Не стало выдающегося актера 27 января 1996 года.
Светлана Кравцова