2K подписчиков

"Русалочка" из СССР и немного о толерантности

13K прочитали

Нет, это не Русалочка. Это Ведьма (Галина Волчек). Скриншот автора
Нет, это не Русалочка. Это Ведьма (Галина Волчек). Скриншот автора

В 1976 году в газете «Пионерская правда» был опубликован анонс двух фильмов-сказок – «Русалочки» режиссёра Владимира Бычкова и «Пока бьют часы» режиссёра Геннадия Васильева. Большой такой анонс, на целый лист, с фотографиями. Очень мне хотелось их посмотреть. В «Часах» в главной роли снималась очень известная в 70-х девочка-актриса Рита Сергеечева, которая мне очень нравилась, а вот в «Русалочке» главную героиню сыграла никому не известная Вика Новикова, такая красивая и нежная на фото кадров из фильма. Посмотрела я оба фильма. И из детских впечатлений через сорок лет в памяти осталось очень немного: дурачок Цеблионочек из «Часов» и Ведьма и ноги Русалочки в капроновых колготках из «Русалочки».

Русалочка и Принц после спасения. Скриншот автора
Русалочка и Принц после спасения. Скриншот автора

Фильм Владимира Бычкова снят по мотивам сказки Андерсена. Причём – очень по мотивам. Части оригинальных персонажей в картине просто нет, часть фигурирует эпизодически и не несёт в себе никакой смысловой нагрузки, третья часть и вовсе придумана авторами сценария. Выиграла ли сказка от такого вольного обращения с персонажами? Думаю, что нет, хотя придуманный персонаж Сульпитиус получился очень сильным. Ещё раз подчеркну, что фильм создан по мотивам сказки и сюжетная линия оригинала очень усечена и упрощена, что не пошло на пользу фильму. Естественно, что в 1976 году практически невозможно было говорить, что Русалочка, помимо взаимной любви Принца, хочет ещё получить и бессмертную человеческую душу, чтобы, умерев, не превратиться в морскую пену, а попасть в царство небесное и стать вечной. Идеология не позволяла. Поэтому из двух желаний Русалочки остался только Принц.

Скриншот автора
Скриншот автора

Любовь Русалочки к Принцу из категории «сама придумала, сама поверила». Собственно, и любить-то этого Принца, выловленного из воды, не за что – абсолютно аморфное существо со смазливым личиком, которому в равной степени не нужны ни Принцесса, ни Русалочка. В оригинале Принц хотя бы любит Русалочку как забавную молчаливую игрушку. В фильме самой большой жертвой Русалочки ради Принца стало лишение хвоста и обретение человеческих ног. Обмен париками с Ведьмой можно не считать, Русалочка получила гораздо более красивые локоны взамен зелёной мочалки. А в оригинале всё жёстче и жертва страшней – Ведьма забирает у Русалочки её хрустальный голос и отрезает язык. Получается, что и Принц рядом, но ни спеть ему, ни рассказать о себе и своей любви Русалочка не может. В фильме героиня не нема, но никак не использует это. Только наивно, на грани с глупостью, сообщает что она Русалка и потопила со своими сёстрами много кораблей. Бедный Сульпитиус наизнанку выворачивается, пытаясь отвести от неё беду, объявляя её то актрисой, то сумасшедшей, то своей дочерью.

Русалочка и Сульпитиус. Скриншот автора
Русалочка и Сульпитиус. Скриншот автора

Немного о персонажах и актёрах. Нет в фильме сестёр Русалочки, которые по сказке пытались её спасти. Вместо них выступил Сульпитиус. Да, его жертва страшна, но в сказке Русалочка сама делает выбор, жить ей или нет. Ведьма в фильме вовсе и не ведьма, а скорее добрая фея на пенсии, разочаровавшаяся в жизни и людях. Совершенно не впечатляют ни Принц, ни Принцесса, хотя она-то, казалось бы, должна вызывать омерзение своей лживой беспринципностью. Но этого нет. Актриса просто проговаривает свой текст с покер-фейсом. Ну не получилось с этим Принцем, найдём другого, делов-то. Ровненько так.

Принц, Принцесса и Сульпитиус. Скриншот автора
Принц, Принцесса и Сульпитиус. Скриншот автора

Эмоции можно при желании отыграть даже ушами, но ни в случае Юрия Сенкевича (Принц), ни в случае Галины Артёмовой (Принцесса) ни малейшего намёка на актёрское мастерство нет. Четыре актёра в фильме безусловно заслужили внимания. И если о двух из них я отзовусь в превосходной степени – это Галина Волчек (Ведьма) и Валентин Никулин (Сульпитиус), похвалю Вику Новикову-Русалочку за наивно-влюблённые глаза, то за четвёртого актёра – Михаила Пуговкина, сыгравшего вороватого бездельника Губастого – мне просто обидно. Это роль не его уровня.

Губастый (Михаил Пуговкин). Скриншот автора
Губастый (Михаил Пуговкин). Скриншот автора

Владимир Бычков автор ещё одного фильма-сказки – нежно любимого мной «Города мастеров», параллели с которым видны в «Русалочке». К примеру, проход Русалочки и Сульпитиуса по городской площади и начало «Города мастеров», где и там, и там работают ремесленники, выступают комедианты. Оба фильма довольно минималистичны, и видно, что финансово недороги, но в «Городе мастеров» минимализм стильный и атмосферный, то в «Русалочке» он удешевляет действие и впечатление. Странно смотрится игрушечный кораблик с намертво приклеенными фигурками людей и фонтанирующим фейерверком и небо с нарисованными звёздами.

Горожане в трактире. Скриншот автора
Горожане в трактире. Скриншот автора

Очень странные костюмы, впечатление, что в костюмерной какого-то провинциального театра на съемки одолжили все наряды, которые хоть как-то подходят под название «исторические». Горожане одеты как простолюдины с картин Брейгеля, знатные дамы и кавалеры более вариативны – тут и платье Принцессы с воротником «мельничный жёрнов», и Принц в костюме а-ля Фанфан-Тюльпан, береты и камзолы кавалеров времён «Ромео и Джульетты», какое-то византийское одеяние мажордома. Эдакая, мягко говоря, модная эклектика, хотя Принцесса очень чётко определяет время действия, как тринадцатый век. Ну, я бы прибавила лет двести, а то и двести пятьдесят. Но в целом, несмотря на временную привязку, прямые отсылу к картинам Брейгеля (колорит и покрой костюмов горожан, появление на площади группы слепцов, комедианты и музыканты), «историчность» фильма получилась скомканной, как будто создатели фильма впихнули в него всё, что смогли вспомнить с уроков истории в школе. Совершенно нелепый эпизод турнира Принца и Рыцаря: Рыцаря, на котором из доспеха лишь кираса и шлем с перьями, сажают на коня с помощью подъемника; сам бой, в котором Принц и Рыцарь «затыкивают» друг друга турнирными, но с боевыми наконечниками, копьями.

Русалочка и Принцесса. Скриншот автора
Русалочка и Принцесса. Скриншот автора

На «Кинопоиске» рейтинг «Русалочки» достаточно высок – 7,9 балла из 10. Я бы поставила 7 из 10 за общее впечатление. Задумка была хороша, но вот исполнение подкачало. Не могу не сказать о музыке в фильме, которая во многом определяет впечатление и «послевкусие». Музыка Евгения Крылатова, как и всегда, - украшение фильма, она чудесна.

Русалочка (Вика Новикова). Скриншот автора
Русалочка (Вика Новикова). Скриншот автора

И как обещано в заголовке – немного о толерантности. В 2021 году на экраны должен выйти фильм «Русалочка» компании «Дисней», который ещё до выхода вызвал много споров. Это будет первый в истории фильм, в котором Русалочку сыграет темнокожая актриса Холли Бэйли. В оригинале сказки Андерсена не один раз чётко сказано о цвете кожи Русалочки: у неё были белые руки, вместо хвоста появились маленькие белые ножки, а кожа была «чистой и нежной, как лепесток розы». В европейской традиции, Русалки всё же жительницы северных морей, а стало быть - светлокожие.

Вот такая Русалочка Холли Бэйли. Иллюстрация из Яндекс-Картинок
Вот такая Русалочка Холли Бэйли. Иллюстрация из Яндекс-Картинок

В духе толерантности сейчас модно «затемнять» изначально белых персонажей. Так чернокожим стал стрелок Роланд Дискейн, которого сыграл Идрис Эльба, в «Тёмной башне». По книгам стрелок вообще похож на Клинта Иствуда и уж никак не темнокожий. Итог: «Тёмная башня» провалилась. Много споров среди поклонников вызвали темнокожие эльфы в «Ведьмаке» и ведьмы в «Тёмных началах». Необычно и расходится с оригиналами, но на действии такая замена цвета кожи никак не сказалась. Хуже не стало. В тех же «Тёмных началах» одну из главных ролей Уилла Парри, хранителя волшебного ножа, сыграл темнокожий мальчик Амир Уилсон и получилось очень неплохо, даже интересней чем в книгах. Но вот почему-то тёмнокожую Русалочку я не могу принять. Во всяком случае – пока не могу. Учитывая, что новый фильм будет мюзиклом и адаптацией мультфильма, и вряд ли станет претендовать на драматургические глубины, то, возможно, в итоге получится вполне смотрибельно. Поживём – увидим. Тогда и возможно будет дать адекватную оценку такому толерантному ходу.

Спасибо, что дочитали до конца! Отдельное спасибо за лайк и подписку на канал ).

Заходите, дорогие читатели, не стесняйтесь). Листайте статьи, читайте, пишите ваше мнение, спорьте. Буду очень рада, если вы найдёте что-либо интересное для себя на моём канале.

Что ещё интересного почитать и картинки посмотреть:

7 перевоплощений Кейт Бланшетт: актриса, балерина, эльфийка, богиня, агент КГБ, королева и рок-звезда

"Красавица и Чудовище": красивая и необычная интерпретация известной сказки с Венсаном Касселем

"Приключения Буратино": Три классические версии и один малоизвестный сиквел

Российские актёры, ушедшие в 2020 году. Эпоха великого кино заканчивается...

"Ночь перед Рождеством": Три экранизации любимой рождественской сказки

Наше старое кино: любимые музыкальные фильмы

Что почитать: 10 самых популярных публикаций канала "Розовая Овца"

"Игра Престолов": Джон Сноу и Игритт - долг, вина и инстинкт самосохранения

"Игра Престолов": как выглядели актёры-ветераны, когда были помоложе