Продолжение первой части отзыва о поездке в Калининградскую область 22-24 января 2021 года.
Итак, уже в темноте на 587 автобусе я приехал в Балтийск / Пиллау, самый западный город России.
Город стоит на берегах пролива, соединяющего основное Балтийское море с отгороженным Вислинской косой заливом, в который впадают Преголя (река, на которой стоит Калининград / Кёнигсберг) и Ногат (рукав Вислы, на котором стоит Мальборк / Мариенбург).
До 2009 года город, в котором находится основная база Балтийского флота, был закрыт для свободного посещения.
Сейчас же сюда ходит 587 автобус с северного побережья и - гораздо чаще - 107 маршрут из столицы региона, а также раз в сутки электричка.
Я переночевал в хостеле "Водолаз" на самом берегу пролива, где оказался единственным гостем.
А вот сама набережная пролива. Военных кораблей там, конечно, просто так не увидеть, но и без них есть на что посмотреть.
Хозяева "Водолаза" держат на набережной кафе "Палуба", где помимо ужина я получил всю необходимую информацию по паромам и крепости.
Первый паром на косу отходит в 7-30, потом в 10-00 и дальше каждые два часа до 20-00. Цена с пешехода - 70 рублей в оба конца. На 10-часовом пароме я и переправился через пролив.
Вислинская или Балтийская коса разделена между Россией и Польшей, до границы здесь чуть больше 20 км. На берегу, помимо гражданских построек, есть некоторое количество немецких руин, но я первым делом пошёл на мол, уходящий далеко в море - почувствовать себя на краю земли.
Возвращался через немецкие руины - западный форт и старый люнет. Форт полностью доступен, в люнете кафешка и экскурсионное бюро.
Вернувшись в город, я пообедал в "Палубе", узнал, что крепость открывается в 13-30 и просто побродил по городу. В частности, сходил в Георгиевский морской собор, бывшую кирху 1886 года.
Крепость Балтийска была основана в 1626 году Густавом-Адольфом Шведским, занявшим Пруссию во время войны с Польшей, потом была укреплена самими пруссаками. Считается, что Пётр I, бывший здесь с Великим посольством, взял её за образец при постройке Петропавловской крепости.
Крепость формально является действующей воинской частью, пускают туда раз в сутки организованную группу от Военно-морского музея, за 350 рублей.
Водили нас по крепости почти два часа, и по валам, и по внутренним помещениям бастионов, экскурсовод Юлия, как оказалось, не просто сотрудница музея, но и участница раскопок. Потихонечку военные сдают позиции археологам и даже реконструкторам (во дворе есть городок в виде лагеря XVIII века, где по праздникам устраивают представления), но пока большая часть Пиллау, увы, просто пребывает в запустении.
После крепости я планировал ещё проехать по побережью, в частности, найти крест святого Адальберта в Береговом / Тенкиттене (где проповедника в 997 году убили язычники-пруссы) и заглянуть в Приморск / Фишхаузен, но экскурсия оказалась более продолжительной, чем я планировал, да и погода опять стала портиться.
Так что до автобуса на столицу и оттуда в аэропорт сходил ещё к входу в пролив со стороны города, напротив мола, где на мысу среди дюн в 2004 году установлен памятник императрице Елизавете (при которой в Семилетнюю войну русские войска занимали Восточную Пруссию).
Там я попрощался с Балтикой на этот раз и через город ушёл на станцию, по дороге прощаясь заодно и с немецкими домами, и с малыми городами региона вообще - до следующего раза.