Найти тему

Связь педагогики с другими науками

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде знать его тоже во всех отношениях. Науки, изучающие мир живой и неживой природы, связь человека с этим миром, дают педагогу знания для обучения на научной основе. Передача опыта подрастающему поколению не должна сводиться лишь к бытовому уровню, уровню из личного опыта.

Для успешного осуществления педагогического процесса необходимы специальные знания. Поэтому при своем становлении и развитии педагогика опиралась на другие науки. Прежде всего она использует основные идеи, теоретические положения и обобщающие выводы психологии, философии и социологии. Связь процесса обучения и воспитания с этими науками – необходимое условие развития педагогической теории и практики.

Педагогика и философия

Связь педагогики с философией наиболее длительная и продуктивная. Философия – это фундаментальное основание, концептуальный каркас духовной сферы жизни общества. Философские науки служили методологическим основанием педагогики, так как они в общем виде рассматривают вопрос о целях воспитания.

-2

На основе философских идей разрабатывалось построение теории педагогики как науки, создавалась педагогическая концепция – завершенная и структурированная система взглядов, описание содержания деятельности в целом. Это предопределено самой сущностью философского знания – целостное, теоретически осмысленное мировоззрение о месте человека в мире, определении его связей с миром.

От того, каких философских взглядов придерживаются исследователи, зависит и направление педагогического поиска. На протяжении истории человечества философия предлагала разную картину мира: экзистенциальную, прагматическую, неопозитивистскую, материалистическую. На их идеях и определялась сущность образовательного процесса.

На основе философского знания определяется смысл воспитания, его цели, практикуется принцип действия общих закономерностей человеческого бытия и процесса познания. Если в обществе происходят идейные перемены, то направленность воспитания корректируется под другим углом зрения в соответствии с новым философским течением.

Педагогика взаимодействует с такими направлениями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования личности. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и психология

Глубокая предметная связь педагогики и психологии бесспорна. Эта связь очевидна, потому что психология как наука изучает развитие и функционирование психики и поведения человека.

Все педагоги, исследующие теорию и практику, считали важным в работе знать естественные нужды и возможности обучаемого, понимать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, учитывать свойства человеческой природы. Обучение и воспитание выстраивается в соответствии с этими знаниями.

В процессе учебной деятельности преподавателю важно знать и учитывать:

  • по каким законам развивается личность в условиях обучения и воспитания;
  • как учащийся воспринимает, понимает и запоминает учебный материал;
  • психологическую структуру личности;
  • особенности усвоения знаний, мотивацию учения в разном возрасте;
  • особенности психики учащихся в разном возрасте;
  • индивидуальные различия при усвоении знаний, формировании умений, навыков;
  • по каким законам формируется творческое активное мышление;
  • почему происходят изменения в психике обучаемого.

Результаты психологических исследований позволяют педагогам организовать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы. Каждый раздел педагогики опирается на определенный раздел в психологии. Педагогическая теория обучения, например, опирается на теорию познавательных процессов, в теории воспитания используются знания психологии личности.

Педагогика и социология

Социология определяет цели воспитания, так как образование ориентируется на традиционные накопленные человечеством наиболее значимые нравственные ценности. Работа учителя – передавать учащимся знания, оценивать их успехи, приобщать к культуре общества – это социальная функция.

-3

Социальная направленность воспитания была обозначена в многочисленных работах отечественных педагогов. Человек – прежде всего существо общественное, поэтому воспитание и обучение должны создавать предпосылки для гармоничной жизни среди людей.

Вместе с социологией педагогика планирует образование, выявляет основные направления развития разных социальных групп или слоев населения, изучает закономерности вхождения личности в социальную среду, принципы воспитания личности в семье, в коллективе. Социология помогает педагогике перевести общие результаты социологических исследований в конкретные задачи воспитания.

Родство педагогики и социологии состоит в том, что в педагогике широко используются методы исследования, применяемые в социологии: анкетирование, ранжирование, интервью, опрос.

Педагогика и естественные науки

К базовым для педагогики наукам относятся биология, антропология, медицина. Они исследуют строение и развитие здорового человеческого организма и больного. Изучают условия, при которых учащийся может нормально и успешно развиваться физически и психически. При решении проблем, определении целей, сущности и путей воспитания и обучения педагоги опираются на законы и закономерности, исследуемые естественными науками, исходят из природы ребенка.

На знаниях по анатомии и физиологии строится представление о человеке как о биологическом субъекте: работа органов чувств, функционирование первой и второй сигнальных систем, высшей нервной деятельности.

Антропология – это отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию развития человека и его рас как биологического вида. Связь педагогики и антропологии состоит в изучение человека как объекта воспитания во всех проявлениях его природы. Педагогика интерпретирует знание о природе и сущности развития личности, общества и познания и создает целостный и всесторонний взгляд на воспитание.

От успехов медицинских наук и медицинской техники напрямую зависят целые области педагогики. Это, прежде всего, физическое воспитание, коррекционная педагогика со всеми ее ответвлениями, гигиена. Еще древние мыслители обращали внимание на то, что воспитание и обучение может быть эффективным только в том случае, если воспитуемый здоров и физически активен.

Связь педагогики с гуманитарными науками

Педагогика взаимосвязана с экономической теорией и экономикой по многим проблемам и вопросам. Связь заключается в решении проблемы экономики образования и организации экономического образования. Острыми и актуальными являются вопросы финансирования образования, заработной платы учителей, улучшения материально-технической базы учебных заведений.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда связана с идеологией правящих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика изучает условия и механизмы становления человека как субъекта политического сознания, имеющего свои политические взгляды, мировоззрение.

Используя опыт других наук, педагогика прежде всего опирается на свои теоретические исследования: она изучает, как учебно-воспитательный процесс объективно протекает в жизни, и на этой основе создает свои системы взаимодействия. В конкретном моменте повседневной работы учителю могут понадобиться знания, принадлежащие какой угодно науке: физиологии, лингвистике, истории.

Подписывайтесь на наш канал, учитесь с нами и не забывайте оставлять свое мнение в комментариях! Нам важна обратная связь!