Связь педагогики с другими науками

1,1K прочитали

 Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде знать его тоже во всех отношениях.

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде знать его тоже во всех отношениях. Науки, изучающие мир живой и неживой природы, связь человека с этим миром, дают педагогу знания для обучения на научной основе. Передача опыта подрастающему поколению не должна сводиться лишь к бытовому уровню, уровню из личного опыта.

Для успешного осуществления педагогического процесса необходимы специальные знания. Поэтому при своем становлении и развитии педагогика опиралась на другие науки. Прежде всего она использует основные идеи, теоретические положения и обобщающие выводы психологии, философии и социологии. Связь процесса обучения и воспитания с этими науками – необходимое условие развития педагогической теории и практики.

Педагогика и философия

Связь педагогики с философией наиболее длительная и продуктивная. Философия – это фундаментальное основание, концептуальный каркас духовной сферы жизни общества. Философские науки служили методологическим основанием педагогики, так как они в общем виде рассматривают вопрос о целях воспитания.

 Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде знать его тоже во всех отношениях.-2

На основе философских идей разрабатывалось построение теории педагогики как науки, создавалась педагогическая концепция – завершенная и структурированная система взглядов, описание содержания деятельности в целом. Это предопределено самой сущностью философского знания – целостное, теоретически осмысленное мировоззрение о месте человека в мире, определении его связей с миром.

От того, каких философских взглядов придерживаются исследователи, зависит и направление педагогического поиска. На протяжении истории человечества философия предлагала разную картину мира: экзистенциальную, прагматическую, неопозитивистскую, материалистическую. На их идеях и определялась сущность образовательного процесса.

На основе философского знания определяется смысл воспитания, его цели, практикуется принцип действия общих закономерностей человеческого бытия и процесса познания. Если в обществе происходят идейные перемены, то направленность воспитания корректируется под другим углом зрения в соответствии с новым философским течением.

Педагогика взаимодействует с такими направлениями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования личности. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и психология

Глубокая предметная связь педагогики и психологии бесспорна. Эта связь очевидна, потому что психология как наука изучает развитие и функционирование психики и поведения человека.

Все педагоги, исследующие теорию и практику, считали важным в работе знать естественные нужды и возможности обучаемого, понимать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, учитывать свойства человеческой природы. Обучение и воспитание выстраивается в соответствии с этими знаниями.

В процессе учебной деятельности преподавателю важно знать и учитывать:

  • по каким законам развивается личность в условиях обучения и воспитания;
  • как учащийся воспринимает, понимает и запоминает учебный материал;
  • психологическую структуру личности;
  • особенности усвоения знаний, мотивацию учения в разном возрасте;
  • особенности психики учащихся в разном возрасте;
  • индивидуальные различия при усвоении знаний, формировании умений, навыков;
  • по каким законам формируется творческое активное мышление;
  • почему происходят изменения в психике обучаемого.

Результаты психологических исследований позволяют педагогам организовать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы. Каждый раздел педагогики опирается на определенный раздел в психологии. Педагогическая теория обучения, например, опирается на теорию познавательных процессов, в теории воспитания используются знания психологии личности.

Педагогика и социология

Социология определяет цели воспитания, так как образование ориентируется на традиционные накопленные человечеством наиболее значимые нравственные ценности. Работа учителя – передавать учащимся знания, оценивать их успехи, приобщать к культуре общества – это социальная функция.

 Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде знать его тоже во всех отношениях.-3

Социальная направленность воспитания была обозначена в многочисленных работах отечественных педагогов. Человек – прежде всего существо общественное, поэтому воспитание и обучение должны создавать предпосылки для гармоничной жизни среди людей.

Вместе с социологией педагогика планирует образование, выявляет основные направления развития разных социальных групп или слоев населения, изучает закономерности вхождения личности в социальную среду, принципы воспитания личности в семье, в коллективе. Социология помогает педагогике перевести общие результаты социологических исследований в конкретные задачи воспитания.

Родство педагогики и социологии состоит в том, что в педагогике широко используются методы исследования, применяемые в социологии: анкетирование, ранжирование, интервью, опрос.

Педагогика и естественные науки

К базовым для педагогики наукам относятся биология, антропология, медицина. Они исследуют строение и развитие здорового человеческого организма и больного. Изучают условия, при которых учащийся может нормально и успешно развиваться физически и психически. При решении проблем, определении целей, сущности и путей воспитания и обучения педагоги опираются на законы и закономерности, исследуемые естественными науками, исходят из природы ребенка.

На знаниях по анатомии и физиологии строится представление о человеке как о биологическом субъекте: работа органов чувств, функционирование первой и второй сигнальных систем, высшей нервной деятельности.

Антропология – это отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию развития человека и его рас как биологического вида. Связь педагогики и антропологии состоит в изучение человека как объекта воспитания во всех проявлениях его природы. Педагогика интерпретирует знание о природе и сущности развития личности, общества и познания и создает целостный и всесторонний взгляд на воспитание.

От успехов медицинских наук и медицинской техники напрямую зависят целые области педагогики. Это, прежде всего, физическое воспитание, коррекционная педагогика со всеми ее ответвлениями, гигиена. Еще древние мыслители обращали внимание на то, что воспитание и обучение может быть эффективным только в том случае, если воспитуемый здоров и физически активен.

Связь педагогики с гуманитарными науками

Педагогика взаимосвязана с экономической теорией и экономикой по многим проблемам и вопросам. Связь заключается в решении проблемы экономики образования и организации экономического образования. Острыми и актуальными являются вопросы финансирования образования, заработной платы учителей, улучшения материально-технической базы учебных заведений.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда связана с идеологией правящих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика изучает условия и механизмы становления человека как субъекта политического сознания, имеющего свои политические взгляды, мировоззрение.

Используя опыт других наук, педагогика прежде всего опирается на свои теоретические исследования: она изучает, как учебно-воспитательный процесс объективно протекает в жизни, и на этой основе создает свои системы взаимодействия. В конкретном моменте повседневной работы учителю могут понадобиться знания, принадлежащие какой угодно науке: физиологии, лингвистике, истории.

Подписывайтесь на наш канал, учитесь с нами и не забывайте оставлять свое мнение в комментариях! Нам важна обратная связь!