Найти в Дзене
KOVORKINGI.RU

Распределенные сети рабочих мест - будущее офисной работы?

Как выглядит современный коворкинг
Как выглядит современный коворкинг

В 2020 году словарный запас представителей сферы коммерческой недвижимости стал пополняться новыми терминами: лайфворкинг, распределенная сеть рабочих мест, маркетплейс офисной инфраструктуры, онлайн-сервисы part-time аренды и подбора рабочих пространств. Цель данной статьи - разобраться в неоднозначной терминологии, постараться определить предпосылки и спрогнозировать перспективы нового тренда - развития сервисов для централизованного доступа к гибким (или гибридным) рабочим пространствам.

Для начала, давайте определим суть подобных сервисов. На первый взгляд, она предельно проста: создать единую точку входа для всех пользователей - как физ. лиц, так и сотрудников юр.лиц, у которых существует запрос на гибкость и разнообразие в выборе места для работы. Под гибкостью имеется ввиду возможность комфортно работать из любого района города - желательно, конечно, поближе к дому, но при этом не привязываться надолго к какому-либо одному рабочему пространству. Например, сегодня я работаю из лайфворкинга в своем доме, а завтра провожу встречу в переговорной комнате представительного класса в Сити. И при этом я не хочу тратить больше пары минут на поиск, выбор, бронирование, оплату и подписание каких-либо документов при аренде данных пространств.

В доковидные времена подобная проблема не стояла остро: все спокойно работали и проводили встречи из своих офисов (классических или гибких), либо арендовали рабочее место/смарт-офис в наиболее подходящем коворкинге. Платили сразу за месяц, или даже за год вперед. Но наступил 2020-ый, были введены известные всем ограничения, и вместе с ними к нам надолго пришли квоты на посещение офиса, переход к mobility-based работе и повсеместная удаленка.

Поэтому основным трендом, предопределившим появление сразу нескольких сервисов подбора и доступа к распределенным сетям рабочих мест, стало нежелание многих сотрудников возвращаться с удаленки в офис на 40 часов в неделю, а вместе с тем и на 10-20 часов в пробки и общественный транспорт. Безусловно, за прошедший год все сильно изголодались по офисной работе и личному общению, но даже ранние опросы про удаленную работу (март-апрель 2020г) показывают, что количество удаленных сотрудников после завершения пандемии увеличится на десятки процентов по сравнению с «доковидной эпохой». Работодатели не могут игнорировать столь важный запрос своих сотрудников и допускают возможность удаленной и частично-удаленной работы все чаще. В качестве ответа на этот тренд, пусть и с опозданием, но все же принимается закон об удаленной работе.

Удаленная работа из дома - не для всех
Удаленная работа из дома - не для всех

Все это, вместе с тем фактом, что из дома продуктивно работать получается не у многих, провоцирует спрос на тысячи качественных рабочих рабочих мест - вне офисов, и поближе к дому. И именно бурное развитие коворкингов и гибких рабочих пространств в последние 4 года (по оценкам JLL, Москва начитывает уже более 31 000 «гибких» рабочих мест, Санкт-Петербург - более 3700) может этот спрос удовлетворить. Лайфворкинги появляются как грибы после дождя - кажется, уже трудно найти крупного столичного девелопера, игнорирующего этот формат. Но на рынке нет - и, скорее всего, долгое время еще не будет - ни одного «гибкого» оператора, управляющего гибридными рабочими пространствами сразу во всех районах города. Исторически все подобные пространства сосредоточены в пределах ТТК, но и за его пределами в каждом районе Москвы обязательно найдется пара качественных локаций для работы, где можно арендовать рабочее место или кабинет сроком от одного дня. И вот мы приходим в точку, когда рынку требуются качественные сервисы для централизованного доступа к гибким рабочим пространствам.

Форматы таких сервисов могут быть разными:

  • маркетплейсы (не путать с классифайдами и агрегаторами, где можно только найти рабочее место/пространство, но нельзя его забронировать и оплатить онлайн с моментальным подтверждением)
  • единый абонемент для доступа к распределенной сети рабочих пространств (аналоги зарубежных https://www.getcroissant.com и https://www.coworker.com/global-pass), которые функционально могут являться одной из вертикалей маркетплейса
  • «виртуальные брокеры» - web-витрины рабочих пространств, на первый взгляд похожи на маркетплейсы, но «под капотом» содержащие полноценные операционные офлайн-отделы, имитирующие онлайн-бронирование и моментальное подтверждение (аналог за рубежом - британский https://liquidspace.com)
  • любые сервисы part-time аренды и подбора рабочих мест, принимающие оплату пользователя на себя и обеспечивающие его дальнейшей «бесшовное» попадание во все пространства своей законтрактованной сети

Может показаться, что у подобных сервисов туманные перспективы в связи с небольшим пока спросом на гибкие рабочие пространства в сравнении с классической арендой, но если подумать в сторону дистрибуции того же абонемента в сегменте b2b - перспективы сразу начинают играть более яркими красками. Просто представьте: работодатель при приеме на работу указывает возможность работы как в штаб-квартире в центре города (с квотой на посещение не более двух раз в неделю), так и в любом из более чем 100 качественных, стильных и современных гибких рабочих пространств с полноценно оборудованным рабочим местом. Доступ к этим пространствам вам уже предоплачен - просто выбираете через мобильное приложение себе рабочее место, личный кабинет или переговорную комнату на свой вкус и в любом районе города, бронируете в 1 клик и приходите - комьюнити-менеджер вас встретит, проведет экскурсию по пространству и проводит к рабочему месту. Пространство заинтересовано, чтобы вы остались у них, и обеспечивает вам максимально комфортные условия - вплоть до услуг массажной комнаты, доступной по тому же абонементу.

-3

Если вы хотя бы однажды работали в гибких рабочих пространствах A-класса, то возвращаться в офис с потолками «армстронг» и тесной кухней вам уже точно никогда не захочется. А вашему работодателю будет автоматизированно предоставляться аналитика по графику посещения вами рабочего пространства и утилизации тех или иных используемых ресурсов (услуги печати / хранения / консьерж-сервис / иные). Вы экономите два или более часов в день на дорогу до офиса, ваш работодатель экономит на дорогой аренде в центре города. Рабочее пространство получает постоянного резидента. Win-win-win.

На сегодняшний день на рынке РФ существует как минимум 5 подобных сервисов: Home Office от Capital Group (https://offices.rip), маркетплейсы https://spacepass.me и https://icowork.co/, сервис part-time https://www.places.team, пара проектов находятся в Stealth mode и скоро явятся рынку.

маркетплейс гибких рабочих пространств SPACEPASS
маркетплейс гибких рабочих пространств SPACEPASS

Все эти сервисы находятся на разных этапах своего развития, но большинство - появились только во второй половине 2020г. У всех разные модели монетизации, дистрибуции и UX продукта. И, кажется, перый их них (или кто-то другой), кто найдет успешный product-market fit, сможет первым оседлать волну спроса на централизованный доступ к распределенной сети рабочих мест.

Как, на ваш взгляд, не слишком футуристично?)

Автор: Александ Терехов, директор по развитию SPACEPASS и Kovorkingi.ru