Найти в Дзене
LOCALОЧКА

Немосква не за горами

Питерская выставка «Немосква не за горами» основана на работе с региональными экспертами и художниками. В ней участвовали 80 авторов из 21 города России. 68 работ художники создали специально для экспозиции.Благодаря выставке, художественные практики из регионов стали заметны.
Оглавление

Питерская выставка «Немосква не за горами» основана на работе с региональными экспертами и художниками. В ней участвовали 80 авторов из 21 города России. 68 работ художники создали специально для экспозиции.

Благодаря выставке, художественные практики из регионов стали заметны. Также «Немосква не за горами» сделала акцент на теме материальных ресурсов, заботы, личного времени, уверенности в своих силах, самоиронии, мимикрии. Все это превратилось в тематические зоны выставки: «Теория кротовых гор», «Между словам и белым кубом», «Летаргия», «Материальный ресурс», «Парк культуры и отдыха», «Мимикрия», «Смерть не за горами».

Антон Климов, село Бриакан(Хабаровский край) — Иркутск

Антон Климов. Глубокая вода, 2015 — настоящее время. Фото: Александра Крохина
Антон Климов. Глубокая вода, 2015 — настоящее время. Фото: Александра Крохина

35-летний художник Антон Климов родом из села Бриакан Хабаровского края. Сейчас он работает и живет в Иркутске. Его инсталляция «Глубокая вода» расположилась в зоне с названием «Между словом и белым кубом». Именно так создатели выставки описали положение российского современного искусства. Оно до сих пор находится между словом и белым кубом, так как на территории России есть регионы, в которых ничего не происходит, а в других чувства усилены. Это свидетельство того, что искусство развивается по правилам личного характера.

Я снимаю жизнь вокруг озера и людей, что живут этой жизнью, поддаваясь умиротворяющему флеру одиночества, которым они окутаны, пытаясь познать их неординарную прибайкальскую идентичность. Несколько лет я целе­направленно исследую коммуникацию между различными группами людей и озером Байкал в контексте особой идентичности и мифологии этого пространства, которое нередко называют местом силы, — говорит Антон Климов.
Источник: nemoskva.art

Дмитрий Жеравов, Санкт-Петербург

Дмитрий Жеравов. Воображаемый лифт никуда не приедет, 2020. Фото: Александра Крохина
Дмитрий Жеравов. Воображаемый лифт никуда не приедет, 2020. Фото: Александра Крохина

Художнику из Санкт-Петербурга 32 года. В своей работе он сравнивает «социальный лифт» с чувством перманентного ожидания или непреодолимости препятствия во сне. Работа Жеравова входит в проект «Летаргия». В его рамках авторы выстраивают образ пограничного кризисного состояния. При летаргии чувствуется усталость, все жизненные процессы замирают и замедляются.

Существует понятие «социальный лифт», которое обозначает символический механизм достижения различного рода благ. Все чаще в наши дни он вызывает сомнения. Данная конструкция иллюстрирует смысловую ловушку, в которую человек или группа людей попадают, когда делегируют решение необходимой задачи этому механизму. А его на самом деле нет, — рассказывает Дмитрий Жеравов.
Источник: nemoskva.art

Арт-группа «Хочу Быть Соковым», Челябинск

Арт-группа «Хочу Быть Соковым». DUCK-интервенция «Дикая утка», 2019.  Фото: Александра Крохина
Арт-группа «Хочу Быть Соковым». DUCK-интервенция «Дикая утка», 2019. Фото: Александра Крохина

DUCK-интервенцию «Дикая утка» создатели выставки отнесли к «Мимикрии». Они рассказывают о страхе художников, ощущении упущенного момента, желании быть в разных местах, но быть не в состоянии сделать это. И в момент появляется желание остановиться и сосредоточиться на «здесь и сейчас». Сейчас художники выбирают мимикрию. Она подразумевает не возможность остаться в стороне, а проникновение внутрь.

Арт-группа из Челябинска «Хочу Быть Соковым» в проекте DUCK-интервенция «Дикая утка» сформулировала авторскую гипотезу о влиянии феминизма на устройство патриархального общества. На примере утиного сообщества арт-группа исследует возможность нарушить устоявшуюся систему, путем внедрения другого объекта – розовой утки – в сложившуюся стаю.

Обозначенный агент повторял черты типичной городской утки-широконоски, имел те же пропорции, но был оперён ярко-розовым цветом, воплощающим открытую феминность.
Источник: nemoskva.art

Керим Рагимов, Санкт-Петербург

Керим Рагимов. Система центрального отопления (Мираж), 2019  Фото: Александра Крохина
Керим Рагимов. Система центрального отопления (Мираж), 2019 Фото: Александра Крохина

Автору картины, созданной в 2019 году, 50 лет. Свою работу, которую отнесли к разделу «Летаргия», Керим Рагимов посвятил сакральной стороне «домашнего». Художник использовал образ северного сияния как возвышенного символа замерзания как способа «уснуть в вечность». Всполохи природного явления предстали в образе движимого белого знамени— флага перемирия, требования переговоров и прекращения огня.

Сделав на картине классический радиатор центрального отопления «телом» этой волны убийственного полярного света и снабдив ее таким образом «теплом», функцией обогрева, художник рифмует противоположности. В зазоре между которыми и возникает надежда, что призрак тепла, мечта о тепле — еще не последнее, что приведется увидеть на пути.
Источник: nemoskva.art

Саня Закиров, Барнаул — Красноярск

Саня Закиров. Операция «Мишки»,2020.  Фото: Александра Крохина
Саня Закиров. Операция «Мишки»,2020. Фото: Александра Крохина

31-летний художник Саня Закиров родом из Барнаула со своей работой попал в зону «Теории кротовых гор». Она отражает изолированность немосковского состояния, очищенность местного искусства без столичных дискурсов. Работы авторов этой части выставки отвечает на вопрос: «как там ваше ничего?». При этом «ничего» становится альтернативным источником энергии.

На выставке представлен его концептуальный проект «Операция «Мишки». Это переработанная картина известного русского художника Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» и фантастическая повесть к ней. Художник убрал все, кроме мишек. Их писал не Шишкин, а его друг Константин Савицкий, имя которого коллекционер Третьяков стер после приобретения картины. Повесть – это фантастическое путешествие в прошлое, объясняющее, почему знаменитая картина теперь выглядит так. Закиров наводит порядок в истории и восстанавливает авторство Савицкого. Вот такой своеобразный акт справедливости в ситуации нарушения авторских прав. Художник признается, что ему было интересно написать рассказ о путешествии во времени по максимально нереалистичным законам.

Алексей Илькаев, Пермь

Алексей Илькаев. Ты все равно умрешь, 2020. Фото: Александра Крохина
Алексей Илькаев. Ты все равно умрешь, 2020. Фото: Александра Крохина

В 1992 году в Перми родился художник Алексей Илькаев. А в 2009 году в городе установили объект Бориса Матросова — знаменитую красную надпись «Счастье не за горами». Тогда ожидалось, что региональный город превратится в центр искусств. Но вместо музея современного искусства PERMM, который должен был расположиться напротив арт-объекта, там появился музей «Россия — моя история». Пермяки так и не увидели пермской культурной революции, а Алексей Илькаев создал работу с названием «Ты все равно умрешь» в рамках зоны «Смерть не за горами».

Ты все равно умрешь» — современное memento mori. Неоновая надпись, питающаяся от движущейся беговой дорожки, является маркером экономики развлечений, помещающей потребителя, словно белку, в вечно вертящееся колесо. Тренажер становится символом индустрии здорового образа жизни, которая в своих крайних проявлениях отрицает старость, закрывая глаза на смерть, смещая ее присутствие на периферию. Художник будто ссылается на слова из романа «Цитадель» Антуана де Сент-Экзюпери, изданного уже после гибели писателя: «Что ты можешь знать о превратностях пути? Все, что о них говорится, — слова и ничего больше. Значимо только направление пути. Важно идти, а не прийти куда-то, ибо приходим мы только в смерть.
Источник: nemoskva.art

Сёмыч С,Б, ,Красноярск

Сёмыч С,Б, Школа смирения, 2019-2020. Фото: Александра Крохина
Сёмыч С,Б, Школа смирения, 2019-2020. Фото: Александра Крохина

Инсталляция художника под псевдонимом Сёмыч С,Б, стала частью зоны «Теория кротовых гор». Четыре армейские кровати с метафизическими парящими подушками, заправленными по правилам распорядка. Подушки — секретное хранилище, оторванная голова, показывающая сновидения о «нигде». 12 черно-белых графических работ простыми карандашами в альбоме формата А5. Рисунки 2019–2020 годов делались в уральских военных частях. Дело в том, что и художник на момент выставки служит в армии.

Эти бытовые зарисовки шепотом рассказывают о «новой зоне комфорта» как о главной военной тайне. Они о том, что такое «ничего», как, с какими героями и по каким законам оно происходит. О странностях этого опыта, о переживаниях солдат, армейской реальности художник рассуждает в духе магического реализма. Местами по-детски наивного, романтичного, мистичного, таинственного.
Источник: nemoskva.art

Анастасия Вепрева, Архангельск Санкт-Петербург

Анастасия Вепрева. Истории неудач, 2020. Фото: Александра Крохина
Анастасия Вепрева. Истории неудач, 2020. Фото: Александра Крохина

Инсталляция 31-летней художницы Анастасии Вепревой из зоны «Смерть не за горами» представляет собой комнату, где все стены заклеены электронными письмами. В центре инсталляции видео Анастасии — история о том, как правильно отказывать художникам в получении различных премий.

Обычно художникам приходится писать огромное количество заявок на русском, английском языках, а в ответ они получают письма с разными вариациями отказа. Анастасия исследует этот процесс и коллекционирует отзывы такого рода, ответы, в которых говорится о том, что тебе не дают возможность сделать какой-то проект, не дают премию.

Художница стремится понять отношения между творцами и институциями. За время создания проекта, Анастасия Вепрева сама стала куратором, который получает подобные заявки и сталкивается с необходимостью писать письма, подобные тем, что она собирала. Самое смешное — тот факт, что в ответ на заявки художницы приходят письма, написанные по ее же формуле, представленной в видео. Происходит симбиоз, который не пытается выстроить отношения между художниками и институциями, а изучает их как сложную систему.

Александра Крохина

Читайте LOCALОЧКУ в Дзене и следите за новостями регионов и маленьких людей в нашем Телеграме

Подписывайтесь на нас в Инстаграме