59,8K подписчиков

Разобрать предложение по членам: ученик затрудняется. Что делать? Объясняю легко и увлекательно

19K прочитали

Разобрать предложение по членам затрудняются многие ученики и не только в начальной школе. И в 6-7 классах ученики путают дополнения и обстоятельства. И не могут запомнить, что и как называется. Если с главными членами предложения более-менее всё понятно, то с второстепенными - просто беда.

Как запомнить названия членов предложения, как их правильно подчёркивать и как ничего не путать, об этом и буду рассказывать в этой статье.

Главные члены предложения

Их ещё называют грамматической основой предложения. Начинают проходить в 1 и во 2 классах (в зависимости от программы). На первых этапах ребенку трудно их найти. Проблемы возникают именно с поиском подлежащего, ведь в предложении может быть несколько существительных, и вопросы к ним ребенок может ставить неверные. Например,в предложении: Рыжая лисица живёт в лесу в норе. Ребенок задаёт вопрос: что? в лесу; что? в норе. Это неверно.

Поэтому можно начинать со сказуемого. Находим в предложении действие, то есть слово, которое отвечает на вопросы: что делать, что сделал, что делают, что делала и т.д. Обычно слово-действие все дети находит без проблем. Подчеркиваем его двумя чертами. Это сказуемое.

Фото автора
Фото автора

От этого слова задаём вопрос: кто или что совершает это действие? Лисица. Подчеркиваем одной чертой - это подлежащее.

-2

На первых порах этого достаточно, но позже начинать нужно с подлежащего. Так как сказуемое не всегда выражено глаголом. Например, в предложении: Лиса - лесной житель. Житель - сказуемое.

Легко находить подлежащее учим следующим образом:

  • Спросить: кто главный герой предложения? Находим слово - это подлежащее.
  • Что этот герой делает? Это сказуемое.

Второстепенные члены предложения

От главных членов предложения нужно задавать вопросы к другим словам. По этим вопросам и определяется член предложения.

Какой? Какая? Какое? Какие? - определение. Выражено чаще всего прилагательным. Лисица какая? - рыжая. Подчеркиваем волнистой линией.

-3

Далее ищем дополнение и только потом обстоятельство. Дополнения - обычно существительные, и их легко спутать с подлежащим. Но есть правило: подлежащее всегда отвечает на вопросы Именительного падежа, а дополнение на все остальные падежные вопросы. Если ребенок хорошо знает и помнит тему "Падежи", то найти в предложении дополнение не составит труда.

Живет с кем? с лисятами - это вопрос Творительного падежа, значит, это дополнение, подчеркиваем пунктирной линией.

-4

Живёт в чём? в норе - это тоже дополнение? Можно задать вопрос где? И он будет более правильным. Если к слову можно задать сразу два подобных вопроса, то это будет обстоятельство. Подчеркивается точкой-тире. Обстоятельства отвечают на все вопросы кроме падежных. Если запомнить это правило, то ученику достаточно будет лишь повторить тему "Падежи", тогда он легко будет видеть и дополнение и обстоятельство, и не путать их.

Вопросы обстоятельства: где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как? Обстоятельство обозначает место, время, причину, способ совершения действия.

Итак, в нашем предложении: живёт где? в норе - это обстоятельство, подчеркиваем точкой-тире.

-5

Как ещё можно запомнить все члены предложения, если совсем никак не запоминаются?

Я давала в своём классе задание: придумать и написать сказку про члены предложения. К сказке сделать иллюстрацию. На уроке предварительно зачитала детям несколько вариантов, найденных в интернете. Задание детям понравилось, тем более показательно, что собственная сказка запоминается на всю жизнь, а следовательно, и члены предложения запоминаются на отлично.

Сказку можно составить про что угодно, хоть про людей, хоть про собак. Главное, чтобы запомнились вопросы и способы подчеркивания. Иллюстрация с сайта pixabay.com
Сказку можно составить про что угодно, хоть про людей, хоть про собак. Главное, чтобы запомнились вопросы и способы подчеркивания. Иллюстрация с сайта pixabay.com

Например, моя собственная сказка. В одном королевстве жили-были король с королевой. Они были уже старыми и ходили, опираясь на палочки. Королева Подлежащее ходила с одной палочкой, Король Сказуемое - с двумя. Королева плохо слышала и всегда переспрашивала: кто? что? А король переспрашивал так: что сделала? что сделают? что делает? и т.д.

И было у них трое детей. Дочка-принцесса Определение. У нее были красивые волнистые волосы. И про неё всегда говорили и спрашивали окружающие так: какая красивая, какое платье, какой браслет, какие туфельки и т.д.

Среднего сына звали Дополнение. Ножки у него были тоненькие, как палочки, и он всегда оставлял за собой пунктирные следы. Дополнение был любопытным мальчиком, он всё спрашивал: Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?

Третий сын был настоящим пиратом, звали его Обстоятельство. Одной ноги у него не было, вместо неё костыль. И от этого он оставлял интересные следы: точка, пунктир, точка, пунктир. Его никогда не было дома и про него все спрашивали: где он? куда ушёл? откуда? зачем? как он там?

Вот такими несложными и увлекательными способами можно легко усвоить тему "Разбор предложения по членам".

Если информация была полезна, ставьте лайк. Пишите в комментариях свои способы усвоения данной темы, возможно, они будут ещё легче и интереснее моих. Подписывайтесь на канал. Впереди ещё много увлекательного и полезного.