1 подписчик

SEO-продвижение своими силами: упорный труд и немного удачи

Как продвинуть сайт бесплатно и самостоятельно? Особенно сегодня, когда любая компания начинается не с регистрации в налоговой, а с собственного сайта.

Этот текст связан с сайтом на WordPress, но он будет полезен вам на любой CMS, включая OpenCart, Joomla, и конструктор сайтов Tilda.

Здесь я рассказываю о своём опыте новостного сайта, но вы можете применить это и для коммерческого проекта. Также прочтите о современных требованиях к SEO-продвижению. Сегодня они сложнее, но дают больше возможностей.
Примечательно, что когда я работал со своим первым сайтом, WordPress писали о присутствии в 56% всех сайтов мира, а теперь указывают лишь 39%, но это всё равно больше, чем у кого-бы то ни было.
Примечательно, что когда я работал со своим первым сайтом, WordPress писали о присутствии в 56% всех сайтов мира, а теперь указывают лишь 39%, но это всё равно больше, чем у кого-бы то ни было.

Мой первый SEO-опыт

Предыстория. Мне нужно было продвинуть мой первый сайт в топ Яндекс и Google в 2012 году. Это был новостной портал в небольшом городе на Урале. Я работал в этой газете и однажды решил заняться сайтом.

Сам сайт напоминал, скорее, кладовку, куда складывают ненужное барахло, которое потом отвозят на дачу. Там было больше 20 000 страниц, но все они были написаны для печатной версии газеты, а не для сайта.

У нас было всего три конкурента. Они были лучше нас по позициям, хотя и отставали по качеству материала. Сперва кажется, что мы должны были быть четвёртыми даже если у нас самый плохой сайт среди всех СМИ в городе. Но тот сайт был настолько непопулярным в поиске, что и Яндекс и Гугл показывали в выдаче после них сайты-агрегаторы, а мы с нашими новостями были совершенно никому не видны.

Посещаемость сайта

Я не знаю каким чудом, но у нас всё же была посещаемость. Около 150-170 уникальных пользователей в день. Каждый из них просматривал около 3 страниц, что давало, 420-470 просмотров в день.

Возможно, эти люди нашли нас даже не через поисковые системы, а просто решили погуглить любимую газету в интернете и нашли нас по брендовому запросу.

Трафик был постоянным, немного колеблясь день ото дня. Цифра пользователей не прирастала.

Удобство сайта

Это был типичный портал тех лет: базировался на CMS WordPress, не имел мобильной версии. Цвета были контрастными и глаза постоянно отвлекались от текста.

Навигация по сайту была не в лучшей форме. В любой раздел было удобно попасть только с главной страницы. Если вы дочитали одну новость, то не могли перейти на следующую по этой теме. Для этого приходилось решить головоломку, так как вложенность была путанной и местами — нелогичной.

Генерация контента

У новостных сайтов контент — само собой разумеющаяся компонента. СМИ генерируют его каждый день. Конечно, если это не СМИ, которые живут исключительно с продажи газет. Мы были именно такими, поэтому весь контент выгружался спустя неделю после выхода газеты.

Максимально несвежий и неактуальный, в повестке текущего дня он, скорее, подходил для исторической справки о событиях, чем был новостным.

Особенности хостинга

Наш директор содержал собственный сервер, где хранился сайт и все материалы, которые публиковала компания. Это давало независимость от провайдеров. Наш сайт никто не мог отключить или уничтожить, как это случалось с некоторыми сайтами общественников. Но это налогало и минусы.

Мы не могли хранить много медиафайлов, медиаконтента на нашем сайте. На каждую страницу полагалось от 1 (дежурное количество) до 2 (нестандартная ситуация) фотографий. Сами фотографии, при этом, были сжаты.

Эти ограничения были и минусом и плюсом одновременно. С одной стороны, они не давали нам загрузить много фотографий на каждую страницу, с другой стороны — облегчённые фотографии помогали быстрее открывать страницу в браузере. Это несомненный плюс для ранжирования. Всего один, но неплохой.

Азбука SEO для самых маленьких

Некоторое время единственным новым посетителем нашего сайта было перекатиполе. Информации по SEO тогда было не так много, как сегодня. Я не знал, как реанимировать сайт, но я знал, что в поиске уже есть сайты, которые показываются в самом верху.

Я решил начать с базовых вещей, и посмотреть, что это даст. Но я был полным нулём, поэтому я спросил у нашего технического специалиста, какие-такие бывают базовые вещи в сайтах, которые помогут мне улучшить ранжирование в поиске. И вот, что он рассказал мне.

Продвигается не сайт целиком, а отдельная страница

Страница сайта называется "документ", и в ранжировании участвует именно она, а не весь сайт. Косвенно здесь важно, к какому сайту принадлежит страница, но качество самой страницы имеет первостепенное значение.

Мета-тег Title

Это название документа. Именно оно отображается в поиске. Будет отличной идеей поместить туда одно или несколько ключевых слов, которые может искать пользователь.

Если кто-то ищет "мэр сегодня", то я старался писать в названии документа "мэр сегодня выступил..." или "сегодня мэр провёл встречу с..."

Любопытно, но те новости со словом "сегодня" люди находят даже спустя несколько лет и после смены мэров на сити-менеджеров, коих было уже трое. Но это совсем не плохо, ведь люди таким образом попадают на сайт. А дальше они смогут сориентироваться.

Тайтл виден в поисковой выдаче как синяя ссылка, ведующая на сайт.
Тайтл виден в поисковой выдаче как синяя ссылка, ведующая на сайт.

Мета-тег Description

Это описание документа. Мы видим его под каждой ссылкой на сайт. Description дословно означает "описание", и помогает пользователю лучше понять, что его ждёт на вашей странице.

Впишите в ваш Description несколько ключевых фраз, и тогда они будут выделяться жирным шрифтом, привлекая дополнительное внимание пользователя.

Дискрипшн, описание страницы, кратко расскажет вам о том опыте, который вы получите, если откроете эту страницу.
Дискрипшн, описание страницы, кратко расскажет вам о том опыте, который вы получите, если откроете эту страницу.

Заголовки H2 и H3

Они были очень важны в 2012 году и остаются актуальными сегодня. С их помощью вы можете структурировать большой текст, раздели в его на несколько коротких смысловых блоков.

На этой странице, где вы сейчас читаете мой текст, я применил этот приём, и теперь вам удобнее бегло ориентироваться по тексту, быстро находя глазами интересные моменты.

В WordPress есть также заголовки h4, h5 и h6, но на практике я никогда ими не пользовался. Они также существуют в MS Word, где тоже полезно размечать заголовки тегами.

Любую надпись можно назначить заголовком H2 или H3, но лучше, если это будут небольшие фразы, в одну строчку. Допускается две строки, но делать заголовок в три строчки — уже ошибка. Во всём нужна мера.
Любую надпись можно назначить заголовком H2 или H3, но лучше, если это будут небольшие фразы, в одну строчку. Допускается две строки, но делать заголовок в три строчки — уже ошибка. Во всём нужна мера.

Плагин для заполнения Title и Description

Я использовал YOAST — бесплатный плагин из картотеки плагинов WordPress. Он добавляет внизу каждой страницы удобные окна, куда можно вписать поисковый запрос и проверить, насколько ваши Title и Description оптимизированы под него.

Можно корректировать теги прямо в нём, это очень удобно для начинающих. Я ввёл для всех правило заполнять теги в этом плагине для каждого нового материала, который мы публиковали.

Также плагин даёт рекомендации по оптимизации текста и по применению заголовков. Он не только контролирует ваши действия, но и даёт полезные подсказки. Это очень хороший плагин, и я нашёл его под номером 1 в рекомендациях для SEO на WordPress.

Если вы оптимизируете страницу под несколько запросов, то просто вставляйте каждый по очереди в соответствующую графу. Не всегда вы сможете включить все запросы в Title или Description, но в тексте вашей страницы всегда найдётся место для них.

Сейчас этот плагин выглядит таким образом, и, насколько я знаю, он — самый скачиваемый плагин по SEO в магазине WordPress. Плагин бесплатный, так что пользуйтесь.
Сейчас этот плагин выглядит таким образом, и, насколько я знаю, он — самый скачиваемый плагин по SEO в магазине WordPress. Плагин бесплатный, так что пользуйтесь.

Картинки и фото

Они очень важны сами по себе. Намного лучше иметь несколько картинок, чем одну. Также я убедился, что названия самих картинок играют роль в привлечении трафика.

Помимо самих картинок, под ними также есть подписи. Я обязательно добавлял подписи под картинками. Это хороший повод упомянуть ключевые слова, но также подписи интересны пользователю.

Я заметил, что люди читают подписи под картинками на автомате. Глаза сами бегут туда, даже если картинка оказалась не интересной.

В картинках также есть Alt-тег. Это тег, который отображается, если картинка не загрузилась. Очень полезно заполнять их ключевой фразой, которая расскажет о картинке. Поисковые системы это учитывают, хотя многие SEO-оптимизаторы не любят возиться с Alt-тегами.

Так выглядит окно для работы с описанием картинки в WordPress. Нажмите на вашу картинку, и это окно откроется.
Так выглядит окно для работы с описанием картинки в WordPress. Нажмите на вашу картинку, и это окно откроется.

Регулярное наполнение сайта

Я знаю, это подходит не всем сайтам. Коммерческие сайты не могут наполняться так же часто и регулярно, как новостные. Но всё же я расскажу об этом.

Как только мы с редактором договорились публиковать мелкие ежедневные новости о происшествиях, и делать хотя бы 2-3 новых страницы в день, я заметил небольшой рост посещаемости. Уже через неделю цифра 170 была стабильной и не опускалась меньше этого значения.

Машинка собрана, время залить бензин

Нашему порталу помогло вполне конкретное событие — митинг в поддержку оппозиционного мэра города, который мы активно освещали. В тот день мы впервые вели видеотрансляцию через смартфон, и остальные новостные сайты размещали у себя ссылку на нашу страницу с трансляцией.

Для нашего города это было вопиющее событие. Трафик в тот день был рекордным. Более 6000 человек за один день зашли на наш сайт. Люди также делились нашей страницей в соц. сетях, и она распространялась всё больше и больше.

Мы получили много упоминаний нашей страницы на других сайтах, многие из которых обладали хорошим трафиком. Пользователи доверяли этим сайтам и переходили на нашу страницу.

Позже я узнал, что это называется "внешняя ссылка", и нам нужно копить их как можно больше, чтобы наш сайт набирал значимость для поисковых систем. Но не рекомендую размещать свои ссылки где попало. Сегодня у поисковых систем строгое отношение к внешним ссылкам. Лучше всего начать с собственных материалов: посты в соц. сетях и видео на YouTube.

Кстати, если разместить видео на странице своего сайта, это тоже поможет продвижению.

Итоги моей самостоятельной SEO-оптимизации

На следующий день после 6000 всплеска я ожидал, что мы снова получим 170 человек на сайте. Ну, может быть, 250, если нам повезёт, и кто-то захочет почитать наши новости. Но то, что я увидел, изумило меня.

Три тысячи новых пользователей читало наш сайт на следующий день. Космический результат для сайта, который, как оказалось, до этого действительно никто не знал.

Причём, этот результат был стойким, сохранялся и медленно прирастал всё время, пока я занимался сайтом. В пике он достигал 4500 человек, если в этот день люди читали о важном событии или происшествии. Это очень неплохие цифры на фоне информационного голода местечковых СМИ в городе с населением чуть более 100 000 человек.

У меня ушло три месяца на то, чтобы научиться оптимизации страниц и ввести единые правила заполнения новых страниц для всех людей, которые наполняли сайт.

Мне повезло, что одно случайное событие прокачало посещаемость моего сайта, но отмечу, что к этому везению я тщательно готовился, и, в результате, мои труды были вознаграждены длительным результатом и постепенным ростом.

Спасибо, что прочли мою дебютную статью!
Надеюсь, вам пригодится мой опыт.

Если вы хотите узнать о том, как работает индустрия SEO-продвижения, можете прочитать об этом мой материал из недалёкого будущего. А если вы хотите знать, как работать с отзывами о вашей компании, то здесь я делюсь своими соображениями.

Загляните на мой сайт с авторским подходом к SEO-оптимизации коммерческих проектов.

Удачи и хорошего дня!