Картины для меня. Уо́терхаус.

Личный выбор автора

Фото. Ок. 1886.
Фото. Ок. 1886.

Джон Уи́льям Уо́терхаус (англ. John William Waterhouse 6 апреля 1849, Рим — 10 февраля 1917, Лондон).

«Волшебница Шалотт» (англ. The Lady of Shalott). 1888. Холст, масло. 183 × 127 см. Галерея Тейт, Лондон.

Джон Уильям Уотерхаус - восьмой и последний художник-прерафаэлит, который мне известен. На всякий случай скажу, что художников, так или иначе связанных с прерафаэлитами, т.е. входивших в «Братство прерафаэлитов» (англ. The Pre-Raphaelite Brotherhood (PRB), повлиявших на них и испытавших их влияние, связанных (associated) и слабо связанных (loosely associated) с ними, сами англичане насчитывают более 30, а если в этот список включать ещё и дизайнеров, книжных иллюстраторов, критиков, поэтов и так далее - то более 80.

Важным было то, что когда я, находясь в Англии, случайно узнал о существовании прерафаэлитов, то Уотерхаус тогда "в мои сети" не попал. Но и позже, когда в 2013 году в московский Пушкинский музей привезут выставку из 80 с небольшим картин прерафаэлитов, то работ этого художника среди них не будет. Так что об этом прерафаэлите я узнал много позже всех других, и картин его видел очень мало. Вот о тех считанных картинах Уотерхауса, что я видел и которые запомнил, и расскажу.

Джон родился в 1849 году в Италии в семье художников, позже семья переехала в Лондон, и в 1870 году Уотерхаус поступил в Королевскую академию художеств. Первой работой, выставленной им в 1874 году в академии, была картина «Сон и его сводный брат Смерть» (англ. Sleep and his Half-brother Death) на тему древнегреческой мифологии. Это небольшое полотно было создано вполне в академическом стиле, а в мифологии Гипнос и Танатос были близнецами, а не ставшими сводными братьями "по воле" Уотерхауса. В 1883 году Джон обвенчался с английской художницей Эстер Кенуорти (англ. Esther Kenworthy; 1857—1944), а к следующему году относится первая его картина, которую я видел:

«Обращение к оракулу» (англ. Consulting the Oracle). 1884. Холст, масло. 119 × 198 см. Галерея Тейт, Лондон.
«Обращение к оракулу» (англ. Consulting the Oracle). 1884. Холст, масло. 119 × 198 см. Галерея Тейт, Лондон.

Что типично для всего творчества Уотерхауса и что "роднит" его с прерафаэлитами, лидер которых Данте Россетти умер в 1882 году? Во-первых, конечно же, "уход от реальности" в мифологию (в том числе и библейскую), в народные легенды и литературу. Во-вторых, яркие краски, и, наконец, the last but not the least (последнее по перечислению, но не по значению) - новые женские образы, новые идеалы женской красоты и новая концепции женственности в самых разных смыслах.

Вот и на картине «Обращение к оракулу» - исключительно "женское царство" - семь девушек, ждущих от жрицы интерпретаций слов оракула, яркий колорит и "отсыл" вновь к древнегреческой мифологии. Искусствоведы считают, что на творчество Уильяма Уотерхауса оказали влияние работы Эдварда Бёрн-Джонса. Тот уже написал к тому времени «Зачарованного Мерлина», выполнил первые картины из своего знаменитого "древнегреческого" «Цикла о Персее» (англ. The Perseus Cycle), а в 1884 году как раз закончил прославившее его полотно «Король Кофетуа и нищенка».

Влияние, конечно же, "тематическое", а не стилистическое. Бёрн-Джонс писал "плоскостные" ("в духе" граффити) картины, добиваясь и "скульптурности" персонажей, а у Уотерхауса композиция и стиль совсем другие:

«Святая Евлалия» (англ. Saint Eulalia). 1885. Холст, масло. 188,6 × 117,5 см. Галерея Тейт, Лондон.
«Святая Евлалия» (англ. Saint Eulalia). 1885. Холст, масло. 188,6 × 117,5 см. Галерея Тейт, Лондон.

Святая Евлалия - 12-летняя девочка, раннехристианская мученица. Она объявила себя христианкой, оскорбила римских богов и императора, за что и была судима. По легенде, после пыток, её казнили, и, раздев, бросили тело без погребения. И тогда внезапно (дело происходило в Испании) пошёл снег, который, покрыв её тело, не таял даже от костров.

Не знаю, кто послужил художнику моделью для этой картины, а вот фигуры римских солдат - очень редкое для Уотерхауса изображение мужчин: как правило, без них он в своей живописи легко обходился :-)

Мне также неизвестно, чтобы жена художника (как это обычно бывало) выступала моделью для его картин. Выглядела она глазами мужа так:

Портрет жены художника (англ. Portrait of the Artist's Wife). 1885. Дерево, масло. 56 х 39 см.
Портрет жены художника (англ. Portrait of the Artist's Wife). 1885. Дерево, масло. 56 х 39 см.

Замечу, что в этом портрете больше импрессионизма, чем влияния прерафаэлитов.

Любопытно, что в 1885 году, и 36-летний Уотерхаус, и Бёрн-Джонс, который был на 15 лет старше, стали "ассоциированными членами" (но не академиками!) Королевской Академии Художеств. Вот на академическую выставку 1886 года Уотерхаус представил своё очередное полотно на "сверхъестественную, магическую" тематику:

«Магический круг» (англ. The Magic Circle). 1886. Холст, масло. 183 × 127 см. Галерея Тейт, Лондон.
«Магический круг» (англ. The Magic Circle). 1886. Холст, масло. 183 × 127 см. Галерея Тейт, Лондон.

Известно, что для этой картины позировала художнику его родная сестра Мэри, а вот смысл работы для всех остался до сих пор неясен. Если раньше, изображая колдуний, прерафаэлиты "концентрировали" внимание на их лицах (как, например, Фре́дерик Сэ́ндис в своих работах «Морга́на ле Фэй» 1864 года или «Медея» 1868-го), то Уотерхаус "отдал приоритет" действию. Например, за пределами магического круга остаются вороны и лягушка - "спутники" и "объекты" колдовства и "символы зла" в общепринятой трактовке. Но почему? Или, скажем, какую роль играет серп в левой руке этой красавицы?

Молчит художник, не даёт ответа. Вот потому "подобные" картины Уотерхауса, привлекавшие внимание и критиков, и публики, экспонировались как в Англии, так и за её пределами, на выставках символистов. Как, скажем, и картина 1879 года «Девушки у моря» француза Пюви́ де Шава́нна, которая создаёт «нечто, параллельное натуре». А вот чем притягивает непонятность загадочной колдуньи Уотерхауса? Что она - колдунья - каждому ведь понятно "с первого взгляда" :-)

Эту работу у художника за 650 фунтов приобрела лондонская галерея Тейт, что было тогда очень достойной суммой. Конечно, бывший прерафаэлит "малыш" Милле, ставший в 1885 году баронетом, зарабатывал тогда куда как больше - до 30 тысяч фунтов в год, но он-то стал падшим ангелом живописи, а вот репутация Уотерхауса как художника только начинала тогда возрастать.

Ну а теперь пришёл черёд, пожалуй, самой известной картины Джона Уильяма Уотерхауса, в которой образ волшебницы ещё и освящён ореолом трагической любви, что и по сей день так притягательно для сентиментальной английской публики, стоящей перед этим полотном в галерее Тейт:

«Волшебница Шалот» (англ. The Lady of Shalott). 1888. Холст, масло. 183 × 127 см. Галерея Тейт, Лондон.
«Волшебница Шалот» (англ. The Lady of Shalott). 1888. Холст, масло. 183 × 127 см. Галерея Тейт, Лондон.

На этот сюжет, взятый из баллады английского поэта Альфреда Теннисона (1809—1892), написанной в 1842 году, было создано более пятидесяти полотен! Но то - в Англии.

А потому "в двух словах" мой краткий пересказ: на волшебницу Шалотт, живущую одиноко в замке на острове посреди реки, наложено проклятие. Она должна постоянно прясть гобелен и может смотреть на мир только в отражении волшебного зеркала. Увидев в нём Ланселота, волшебница бросает пряжу и смотрит на рыцаря в окно, "приводя в действие" наложенное на неё проклятие. Она, прихватив с собой гобелен, спускается к реке, находит там лодку, пишет на ней своё имя, садится в неё, и отправляется по реке в путь к Камелоту. Ланселот увидит в лодке умершую Шалотт и, потрясённый, скажет, что «её лицо прекрасно».

Ну а теперь - символизм Уотерхауса: две свечи из трёх задуты; рядом с ними - распятие; смысл и цель жизни - гобелен - в воде; белое платье, как погребальный саван; засохший лист на коленях и цепь от лодки в руках. Освобождение через любовь - это путь к смерти. Вот потому английские девчонки, зная текст баллады наизусть, и шепча его, глядя на волшебницу Шалотт (сам видел), утирают слёзы перед этой картиной, а я включил её в свой список.

Других картин Уотерхауса в Англии я не видел (в России их, скорее всего, в музеях ни одной нет), но вот в канадской провинции Онтарио (и туда меня заносило в былые времена) запомнил ещё две. Одна из них прямо призывает девчонок, если на них, как на Шалотт, не наложено проклятие, побыстрее отбросить свою природную скромность:

«Срывайте розовые бутоны, пока можете» (англ. Gather Ye Rosebuds While Ye May). 1909. Холст, масло. 100 × 83 см. Торонто.
«Срывайте розовые бутоны, пока можете» (англ. Gather Ye Rosebuds While Ye May). 1909. Холст, масло. 100 × 83 см. Торонто.

Эта картина является "иллюстрацией" поэмы Роберта Херрика (англ. Robert Herrick; 1591 - 1674), автора более чем тысячи стихотворений, в том числе и "любовных посланий", и "колдовских заклинаний". Достойный перевод его поэмы на русский язык (в отличие от перевода К.Бальмонта «Леди Шалотт») мне неизвестен, а потому приведу тут строфу в оригинале:

Gather ye rosebuds while ye may

Old time is still a-flying;

And the same flower that smiles today

Tomorrow will be dying.

Я "слышал", что эта картина, написанная Уотерхаусом в 1909 году, является первой из так называемого «символического» цикла Персефоны ( «Persephone» series), но других картин этой серии я не видел, как не видел, к примеру и ни одной Офелии, из нескольких, написанных художником.

После смерти Милле в 1896 году, Бёрн-Джонса в 1898-м и Ханта в 1910-м, Уотерхаус стал, пожалуй, самым популярным художником "старой доброй Англии". Будучи с 1895 года академиком, он - в отличие от многих прерафаэлитов - жил тихой спокойной жизнью, не замеченный ни в скандалах, ни в "двусмысленных" отношениях с моделями. И до конца жизни Уотерхаус писал картины "в духе" прерафаэлитов. К образу леди Шалотт он обращался по крайней мере ещё дважды. Причём последний раз - более чем через двадцать лет после написания первой волшебницы Шалотт. Название этой картины - цитата из баллады Теннисона в вольном русском переводе:

«Меня преследуют тени», — сказала Леди из Шалот. (англ. "I am Half-Sick of Shadows" said the Lady of Shalott). 1911. Холст, масло. 100,3 × 73,7 см. Художественная галерея Онтарио.
«Меня преследуют тени», — сказала Леди из Шалот. (англ. "I am Half-Sick of Shadows" said the Lady of Shalott). 1911. Холст, масло. 100,3 × 73,7 см. Художественная галерея Онтарио.

Что удивительно, композиционно эта работа Уотерхауса напоминает «Мариану» Джона Милле, всем своим стилем, "духом" и яркостью красок - ранние работы членов «Братства прерафаэлитов», а на волшебнице - ярко-красное, а не белое платье!

Написав за свою жизнь около двухсот картин на мифологические и литературные сюжеты, Джон Уильям Уотерхаус последние годы своей жизни прожил в достатке, будучи уважаемым, известным и популярным. Но вскоре после смерти был практически "забыт" до конца XX века даже в Англии, ну а сейчас он - один из самых популярных и дорогостоящих художников Великобритании, картины которого находятся в музеях и частных коллекциях преимущественно в англоязычных странах.

Джон Уильям Уотерхаус - последний прерафаэлит в моём списке картин, а продолжают его два итальянских художника: Джироламо Индуно (итал. Gerolamo Induno; 13 декабря 1825, Милан - 18 декабря 1890, там же) и Сильвестро Лега (итал. Silvestro Lega; 8 декабря 1826, Модильяна — 21 сентября 1895, Флоренция).

Село СтепанчиковоМои тексты и фото. Что знаю и что видел.
479 подписчиков