Я не знаю, что должно произойти, чтобы я перестала реветь над книгами Фредерика Бакмана. Люблю их за человечность, искренность и живость. Его герои всегда похожи на настоящих, от и до. Тонкими штрихами он описывает отрывки их жизненного пути так, что перед нами возникает полноценная личность – сильная, но часто ранимая и нежная, иногда немного обиженная жизнью или сложившимися обстоятельствами.
«Тревожные люди», пока последняя книга писателя, разочаровывает с первых страниц. Герои кажутся пресными, однобокими, я бы даже сказала карикатурно-гротескными. В них всего слишком. И это вызывает огромное недоумение. Впрочем, бросать читать в этот момент точно не стоит!
Структура романа очень похожа на пьесу. Здесь всего несколько мест действия, а истории персонажей мы узнаем во время разговоров или небольших флешбэков. Сюжет довольно прост – один отчаявшийся человек неудачно почти ограбил банк. Ему пришлось скрываться от полиции. Так он попал в квартиру, которую риэлтор показывал покупателям, и взял всех в заложники.
В квартире встречаются две семейные пары – уже пожилые Рогер и Анна-Лена, которые покупают, обустраивают, и вновь продают квартиры, и молодые Юлия и Ру (обе девушки, одна из которых ждет ребенка) – они ищут для себя подходящий дом. Кроме них на просмотр приходят две женщины – очаровательная старушка Эстель, муж которой опаздывает, потому что ищет парковочное место, и высокомерная Зара, директор банка, подумывающая о смерти. Чуть позже к ним присоединяются грабитель, риэлтор и Кролик-Леннарт – актер, который вытворяет разные фокусы, чтобы сбить стоимость квартиры.
За пределами квартиры, то на улице, то в участке, дело расследуют два полицейских – отец и сын Джек и Джим. Их семья живет тоже не без трудностей: мать умерла, сестра стала наркоманкой. Отец и сын пытаются поддерживать друг друга как могут, но из-за больших различий в поколениях почти всегда сталкиваются с непониманием другой стороны.
Повествование начинается с того момента, когда все заложники уже свободны: их по очереди допрашивают полицейские. И именно из-за этих допросов создается ощущение карикатурности героев. Только потом (для читателя) – в квартире – они раскрываются полностью.
Проведя весь день в квартире герои по закону жанра, конечно, меняются. Во-первых, признают свою вину и свои ошибки. Во-вторых – открываются близким, становятся честными с ними и с собой. Кто-то становится более настоящим и перестает скрывать свои чувства. И все они становятся более менее хорошими друзьями. Так что иногда оказаться в заложниках, выходит, полезно. Если ты не заложник ситуации, конечно.
На небольшом временном отрезке Бакман хорошо показывает разные типы отношений: отца и сына, сильной женщины и большого мира, отчаявшейся матери и одинокой старушки, отношения у молодых пар и у пожилых. Причем удачно собирает именно проблемы, видимо, уверенный, как и Толстой, что счастливы все одинаково, а несчастны по-своему.
Почему я плакала? Потому что книга в целом про дурацкие взрослые проблемы, которые не очень хочется видеть в своей жизни, потому что они пугают: суициды, зависимость от наркотиков, недостаток денег, измены, пустота в отношениях, предательство, смерть. Такие вещи, которые просто приходят, делают больно, а повлиять на них совсем не получается. Ну и в общем-то вряд ли кто-то этого заслуживает. Возможно и вам когда-то придется ограбить банк, чтобы оплатить аренду квартиры, потому что зарплату пока еще не выдали. Кто знает.