Найти тему

Библиотеки в книгах

Я люблю библиотеки, любые - большие и маленькие, поэтому всегда обращаю внимание на их описание в книгах.

Фото автора.
Фото автора.

Мне очень близки и знакомы впечатления Сташека, героя Дины Рубиной «Наполеоновский обоз», когда он впервые попал в учительскую библиотеку. Начитанному мальчишке категорически не хватало фонда районной библиотеки, поэтому директор школы выдает ему личное разрешение на абонемент в педагогическую.

«За первым же переулком открывался дореволюционный двухэтажный особнячок с кое-где сохранившейся лепниной. По лестнице – каменной, с перилами стёртого дерева – взлетаешь на второй этаж, а там просто: стойка для посетителей, по обе стороны от неё – картотеки, за стойкой – читальный зальчик мест на пятнадцать-двадцать. А вот уже за ним – стеллажи, стеллажи, стеллажи… – улицы и переулки из книжных корешков, ведущие в глубь заповедной страны (а здание – глубокое!). По этим улицам и переулкам Сташек бродил часами.
Здесь хранились подшивки журналов двадцатых годов; в «Интернациональной литературе» Стах обнаружил «Улисса» Джойса. На дом такое не выдавали – читай здесь. И он приходил и читал, вернее, продирался, то и дело зависая в мерцающем мороке длинного дублинского дня.
Там же наткнулся на кумачовое собрание сочинений Ильфа и Петрова, где обрёл город Колоколамск, не включённый в позднейшие собрания вплоть до конца восьмидесятых.
Нашлись и классики римской литературы – те самые «двойные» дореволюционные книги: оригинальный текст на латыни – слева, перевод – справа».

А вот совсем недавно меня порадовало описание библиотеки в романе Кристин Ханна «С жизнью наедине». Главная героиня - книгочей. Для нее книга - настоящий друг. На Аляске она вынуждена была перечитывать любимые романы по нескольку раз. И вот оказывается в настоящей библиотеке.

«Внутри оказалась библиотека, в какой Лени прежде никогда не бывала. Сводчатый потолок, бесконечные ряды деревянных столов с зелеными лампами на медных ножках. Над столами готические люстры. А книги! Лени отродясь не видела столько книг. Они шептали о неизведанных мирах, незнакомых друзьях, и Лени поняла, что она здесь не одна. Вот они, ее друзья, на полках корешками наружу, ждут ее и ждали всегда».

Для героини Холли Ринглэнд Элис книги стали той отдушиной, которая позволяла забыть о кошмарах в семье, о насилии отца, поэтому первое знакомство с библиотекой стало для нее событием.

«Салли водила Элис по библиотеке, объясняя, что книги живут не в саду, а на полках. Ряды и ряды историй взывали к Элис. Так много книг. Через некоторое время Элис устроилась в большом мягком кресле возле одной из полок, и Салли предоставила ее самой себе».

Бедная, забитая девочка усвоила урок, что «библиотека – гостеприимное место. Здесь всем рады».

Олег Рой создал настоящий книжный мир, который сосуществует с нашим, а книжные герои вполне могут быть нашими соседями или... родителями. Серия «Хранители» - качественное подростковое чтение о приключениях и о любви к книгам. Женька Лыков, самый обычный мальчишка, предпочитающий книгам компьютер, оказывается вовлеченным в необычный мир, граница которого проложена в деревенской библиотеке, главным же смотрителем работает его дед.

«Сан Саныч и ребята вошли в библиотеку – большую комнату с высокими потолками, сплошь уставленную деревянными и металлическими стеллажами, битком набитыми книгами. Шкафы даже закрывали окна, поэтому в хранилище царил полумрак, в котором тонули, уходя в глубь помещения, ряды книжных полок. Чтобы осветить какой-то из проходов, требовалось включить светильник, установленный на стенке начинавшего ряд шкафа. (...) Это была странная незнакомая комната... Большая или маленькая – непонятно, поскольку здесь царила почти абсолютная темнота. Лишь тоненький лучик света лениво падал откуда-то сверху, и в его тускловатом бархатном отблеске можно было различить высокий книжный стеллаж – большущий старый шкаф из темного дерева, весь заполненный томами. Каких книг там только не было! Большого формата и совсем миниатюрные, в добротных кожаных переплетах и в тоненьких бумажных обложках, серьезные энциклопедии и детские сказки, старинные, напечатанные еще по древним правилам, когда после каждого слова, заканчивающегося на согласную, зачем-то ставили твердый знак, и современные, только что изданные, пахнущие новой бумагой, клеем и типографской краской. Все они стояли на этих добротных, крепких полках, казалось, не один год и, похоже, совсем неплохо уживались вместе».

Библиотека важна как кладезь информации, как хранилище этой информации. Недаром в фэнтезийных романах ни один писатель не отказался от библиотеки.

Как только героиня из нашего мира оказывается в каком-то другом, непонятном, со своими законами, традициями, она первым делом ищет в доме, особняке, городе, академке библиотеку, чтобы понять новый мир.

Интересна роль «книжного дома» в серии М. Завойчинской «Иржина». Героиня его находит в неком пространстве, названном Безвременье.

«Сюда можно попасть из разных мест, лишь бы жаждала душа и разум узнавать и учиться. Не пройдут сюда желающие уничтожать. Не пропустит оно и тех, кто придет с силой и злом».

Собраны же здесь все уникальные издания, все знания всех миров. Но время течет иначе. Находясь в библиотеке сутки, ты можешь и новыми навыками овладеть, и отдохнуть, потому что в твоем мире пройдет всего несколько минут.

В другой серии - «Высшая школа библиотекарей» - Завойчинская и вовсе создает мир, академию не то чтобы внутри книг, но напрямую с ними связанные, о чем, собственно, и свидетельствует название.

Книги - это портал, точка перемещения - библиотеки, факультеты - литературные жанры, специальность - Библиотекарь:

«Мы – Библиотекари. Библиотекари с большой буквы. Вы ведь в курсе, что практически каждый день писатели создают новые книги? И так происходит не только в вашей реальности, но и во всех иных. Наша задача – перемещаться в реальные миры и оказывать, скажем так, содействие писателям, если таковое необходимо. Или же переноситься в нереальности, то есть в выдуманные миры, если оказывается, что случилось то, чего не должно было происходить по сюжету. Если герои обрели собственную жизнь и творят непотребства. Поняли?»

Само здание академии - библиотека.

«Замок и замок, с башнями, высокий. А сейчас увидела, что его фасад выполнен в виде открытой книги. В центре, там, где проходила линия корешка, на первом этаже располагался вход, на остальных этажах – узкие витражи. А на раскрытых «страницах» – ровные ряды окон. Между ними красовались строчки текста, написанные черной краской неизвестными мне рунами. Очень необычное архитектурное строение! (...) Мы попали в огромный холл, в центре которого стоял большой глобус и неярко светился. Правда, когда мы приблизились, я рассмотрела, что на глобусе вместо очертаний материков, морей и океанов – книжные корешки. Некоторые из них светились более ярко, некоторые бледнее, а часть вообще были темным».

Необычное решение и узнаваемый стиль Завойчинской делает серию достаточно интересной.

«Это нельзя сравнить ни с чем, то, как пахнут «приключения», запертые волей писателей в жесткие картонные рамки».

Библиотека. Книжный дом. Нет, книжный храм. Место, где живут бок о бок разные издания, жанры, форматы. Место, где всегда найдёшь то, что ищешь, то, чего требует душа. Примечательно: первые библиотеки появились задолго до книгопечатания, как, например, Александрийская библиотека, существовавшая в 3 веке до н.э.

Книжные дома пережили и наводнения, и пожары, и войны. А теперь вступили в борьбу с техническими новинками.

Страшно представить, что когда-то библиотека может лишиться книжного запаха, книжного шелеста.