Последние лет 7 мой самый любимый праздник это Китайский новый год, и отнюдь не потому что я его отмечаю или фанат гороскопов.
До того как 2 года назад полностью уйти в ВЭД, я работала менеджером по импортным закупкам, и скажу что работа не пыльная и ничего сложного из себя не представляет. Китайский новый год особо не влияет на темпы твоей работы, менеджеры в перерывах между распитием маотай и играми в маджонг отвечают на твои вопросы. Поэтому когда во время очередных дрязг и разборок внутри коллектива мне предложили уйти полностью на ВЭД я согласилась.
У жителей Поднебесной своя атмосфера и свой календарь, поэтому "новый год" наступает всегда в разное время. Примерно с сентября на календаре отмечается это веселое время и все заказы передающиеся в наш отдел идут с пометкой "ДО КИТАЙСКОГО НОВОГО ГОДА".
Хотя сейчас 21 век, некоторые аспекты китайской работы он не затронул. Менеджеры и прочие офисные работники отдыхают всего 2 недели, но есть еще рабочий люд. Сейчас Китай выставляют этакой державой и зажиточным буржуем, где на самом деле большинство населения живет за чертой бедности и китаец, собирающий вам айфон в Шеньчжена сам из Внутренней Монголии и только раз в год у него достаточно времени выбраться к своей семье. Рабочие, водители, дворники, практически весь персонал сферы услуг начинает скупать билеты на поезда типа "советская электричка", или "плацкарт" и перемещаться. Домой. Китайцы едут домой и месяц никого из них не будет. Плевали они на все ваши "дедлайны". А жизнь в больших городах замирает, ведь оказывается, что от электрика больше пользы чем от голожопого философа-вегетарианца.
В этом году ситуация в Китае очень сложная, многих закрыли в связи с обнаруженными коронавирсными жителями. В Китае никто не нянькается и партия закрывает города и фабрики. Китайцы, принципе, терпеливые ребята молча сидят дома и пишут - 我很饱天我们的公司停止。Я очень сожалею, но мы закрыты. Причем, эта конструкция используется, чтобы выразить сожаление связанное с обстоятельствами непреодолимой силы.
Все осложняется тем, что в связи с коронавирусом очень снизились заказы с Европы и Америки, контейнера не успевают возвращаться и китайская логистика выла начиная с сентября. Кроме этого, отсидев пандемию, пошли огромные заказы на рынок производства в Китае, который сам дышал на ладан после карантина. Очень многие закрылись - возник недостаток комплектующих, особенно мелкой электроники. Товар стоял по 2 месяца на складах, а форварды вылавливали контейнера. В декабря в Нинбо из 3000 букингов уехало всего 900. Тут вступает в игру взяточничество, рост фрахта и стоимости транспорта (траков), что повлечет рост цен и в России на импортные товары. Таможенная стоимость товара включает и транспортировку, от этой стоимости начисляется уже и пошлина и НДС.
Наш бизнес сейчас тоже не в лучшей форме и не может позволит себе работать в минус, что означает не очень радостную ситуацию для нас, как потребителей. Но стоит понять что это не из-за того что Путин плохой - это мировая тенденция в экономике, я вижу транспортные потоки и мне страшно, что творится в Европе. Если наши бизнесмены все-таки в большинство своем хитрые и находчивые, очень быстро приняли новые правила игры. А мы, как сотрудники этой сферы, держащиеся за место, выворачиваемся наизнанку и заставляем фабрики грузиться по таким ценам, а брокеры выгрызают контейнера по минимальному возможному фрахту - работа в этот период похожа на дешевый экшн. Европа же берет то, что дают.
В пятницу я отгрузила последний из возможных контейнеров - с 2-х месячной задержкой производства из-за нехватки термостатов в Китае, это была консолидация из 3-х грузов, один из них эти 2 месяца ждал другой. Были сложные переговоры, ибо платить за хранение 50 долларов в сутки мы не хотели... А другие не хотели платить 6000 юаней, вместо 2000 чтобы грузиться в последний день перед закрытием.
Во все времена, трудные или легкие, кто-то теряет все, а кто-то выживает и зарабатывает миллионы. Возможно, эволюционно естественный отбор перешел на новый уровень?