Неполные семьи не всегда считаются неблагополучными. Ребенок может расти с успешным, образованным мамой или папой, который делает все возможное для благополучного развития своего ребенка. Родитель, давая своему ребенку все от него зависящее, может сам не осознавать, что отсутствие в жизни ребенка второго родителя может негативно сказаться на их чаде. Хотя часто неполные семьи испытывают и материальные трудности, которые ярко проявляются именно к достижению ребенком совершеннолетия (например, отец перестает платить алименты).
Для способных детей из неблагополучных и неполных семей, детей-сирот часто бывает сложно получать высшее образование и адаптироваться к взрослой самостоятельной жизни.
В последние годы многие студенты подрабатывают, однако для тех, кто вынужден зарабатывать себе на жизнь и тех, кто работает, чтобы попробовать себя, имея материальную поддержку со стороны родственников и родителей, есть большая разница. Для первых характерна большая тревожность и подверженность стрессу.
И если проблемы детей-сирот и детей из неблагополучных семей лежат на поверхности, то для детей из неполных семей это не всегда заметно.
Наблюдаются случаи, когда ребенок закончил школу, поступил в институт, все у него внешне хорошо, но, оказавшись на пороге взрослой и самостоятельной жизни, он не знает, как налаживать контакты с людьми, что делать дальше, как выстраивать общение? Для студентов, которые вынуждены и учиться, и зарабатывать себе на жизнь, умение работать в команде, сотрудничать, презентовать себя выходят на первый план. Многим приходится забыть про развлечения и приятельское общение.
В школе все на ладони, есть семья, есть одноклассники, соседи, все закономерно и подчинено определенному распорядку, есть стабильность. А как быть, когда ты сам начинаешь решать, как выстраивать самостоятельную жизнь, и с кем общаться? Особенно как выстраивать отношения с противоположным полом?
Насколько отсутствие или недостаток общения с одним из родителей может сказаться на том, как ребенок выстраивает отношения с окружающими его людьми, осознает ли он сложности в общении или воспринимает происходящее с ним как само собой разумеющееся. Является ли общение для юношей и девушек из неполной семьи трудностью, стрессом и какие именно виды общения вызывают у них особенное волнение. Насколько отсутствие общения с одним из родителей может быть частично компенсировано общением с другими родственниками, бабушками, дедушками, тетями или дядями? Комфортно ли чувствует себя юноша или девушка среди сверстников, преподавателей, в социальном мире, коллег по работе?
Студенты из неполных семей могут быть успешны в учебе, но могут не уметь налаживать контакт с окружающими людьми, завязывать новые знакомства, поддерживать общение, сотрудничать, работать в команде.
Модели общения могут быть созданы ребенком еще на более ранних возрастных периодах. Возникшие в подростковом возрасте трудности, могут быть как-то решены. Насколько качественно и эффективно ребенок научился решать трудности в общении в предыдущие периоды своей жизни, видно и проявляется в том, какими способами (уже сформированными) он справляется со стрессом в юношеском возрасте. Перед выходом во взрослую жизнь, юноша или девушка еще могут себе помочь сделать преодоление трудностей в адаптации ко взрослой жизни и в общении более конструктивно, а родители, родственники, друзья, педагоги могут их в этом поддержать.