Найти тему
Формула-1

Уйти не забытым: Айртон Сенна и его карьера

Формула-1 снова приветствует вас в очередной статье!

В Формуле-1 сейчас идёт межсезонье, до начала сезона еще много дней, а переписывать в статьях новости и слухи по контракту Льюиса Хэмилтона странно, поэтому пока все ждут гонки, мы в очередной раз погрузимся в прошлое, наконец-то рассмотрев карьеру Михаэля Шумахера, поговорим о другой легенде Формулы-1.

И это Айртон Сенна.

Вот тут я писал аналогичную статью про Хэмилтона.

А тут про Шумахера.

Друзья, нас уже больше 200! Спасибо всем!

p.s - тут писать лично мне.

eaklyuvak@gmail.com - на эту почту писать по вопросам сотрудничества, претензиям, предложению контента и т.п. Отвечаю быстро.

Айртон Сенна, Льюис Хэмилтон, Михаэль Шумахер.
Айртон Сенна, Льюис Хэмилтон, Михаэль Шумахер.
  • Айртон Сенна родился в 1960 году, в Бразилии, в городе Сан-Паулу. За руль карта будущий чемпион мира сел в 4 года - отец Айртона развивал талант сына.
В 17 лет Айртон уже выиграл картинговый чемпионат всей Южной Америки.
  • Быстро продвигаясь вперёд, Сенна принял участие в мировом чемпионате, но как правило - Айртон занимал вторые места.
Настоящей фамилией Айртона была фамилия "Да Силва", но она была так распространена в Бразилии, что с 1982 года Айртон стал известен миру как Сенна - это была девичья фамилия матери.
Сенна тестирует болид Уильямс, 1983 год
Сенна тестирует болид Уильямс, 1983 год
  • Выиграв практически все младшие Формулы, Сенна тестирует болиды "Брэбема", "МакЛарена", "Уильямса" и "Тоульмана", в последней команде бразилец зарезервировал себе место.
Тоульман был командой второго дивизиона, в 1983 году команда добилась прогресса - 10 баллов, а до этого команда никогда не приезжала в очковую зону.
Сенна тестирует Брэбхем
Сенна тестирует Брэбхем

Но давайте ближе к делу

Сезон 1984

Первая гонка в карьере волшебника закончилась сходом, но уже на втором Гран-При Сенна заработал первые очки, что для команды было выше всех ожиданий.

ГП Монако, Сенна летит вперёд
ГП Монако, Сенна летит вперёд

Сенна запомнился гонкой в дождливом Монако,

на которой ливень так поливал, что пилоты вылетали с трассы один за другим, только трое сошли из-за неполадок с электронникой.

Один Сенна чувствовал себя как рыба в воде, нёсся по трассе, стремительно догоняя лидера гонки, своего будущего соперника - Алана Проста. Но дождь так поливал, что гонку остановили красными флагами.

Зато Сенна показал себя Формуле-1 как нельзя лучше, ведь это было второе место, которое и не снилось команде Тоульмен.

Большую часть сезона Айртон сходил с дистанции, за весь сезон всего пять раз приехав в очки: зато трижды на подиуме!

Сенна
Сенна

У Сенны был контракт с Тоулменом и на следующий сезон, но увидев такие результаты, Лотус, занявший третье место в кубке конструкторов, выгнал Найджела Мэнселла, хотя тот выступал за команду уже много лет, и прогрессировал. Соответственно в команде взяли Айртона.

Напарником бразильца стал очень быстрый Элио де Анджелис, в 1984 году всё за тот же Лотус взявший третье место в личном зачёте!

Сезон начался в родной для Сенны Бразилии, где он снова сошёл с дистанции.

В Португалии же, на следующем Гран-При, Сенна сильно отомстил соперникам.

Первая победа Айртона Сенны
Первая победа Айртона Сенны

Стартовав с поула, Айртон лидировал от старта и до финиша, параллельно забрав большой шлем (Поул, лидерство от старта до финиша, быстрый круг, победа). Ближайшему преследователю Сенна привёз МИНУТУ, а остальных гонщиков, включая де Анджелиса прошёл на круг!

Титул? Обидно, но не за рулём Лотуса.

Следующую гонку выиграл де Анджелис, у Сенны кончилось топливо, он был классифицирован седьмым. Интересные факты: гонка прошла в Сан-Марино, где за Тоульмен Айртон вообще не прошёл квалификацию, в 1985 и в 1986 не доехал до финиша, именно там началась его борьба за титул с Простом, а ещё именно там закончилась его... а, неважно.

После Португалии Сенна не набрал очков в следующих семи гонках подряд, но даже это не помешало Айртону укатать по очкам де Аджелиса по итогам сезона, который только пять раз за весь сезон не набирал очков. Сенна не набирал баллов в десяти этапах за весь сезон!

-7

Короче говоря, чуть больше удачи и надёжности болида Лотус - первый титул был бы совсем не за горами.

Итог: 4-е место в зачёте, у де Анджелиса 5-е.

6 подиумов, две победы, и это все очки за сезон!

Подробная статистика - кому надо
Подробная статистика - кому надо

Пока Анджелис штамповал финишы в очках - Сенна постоянно в них не приходил, но потом, как только появился шанс, (именно ШАНС, потому что все сходы, кроме одного, Сенна потерпел из-за технических проблем!), Айртон тут же взял пять подиумов подряд!

Сезон 1986

Новый сезон Сенна сразу начал с трёх поулов подряд, но в гонках всё закончилось иначе.

На первом этапе Сенна завоевал второе место, а на втором этапе выиграл гонку с отрывом от Мэнселла в 0,14 секунды! В итоге лишив британца трёх очков, которых ему и не хватило до титула!

Найджел в попытке пройти Айртона зашёл в поворот боком!

Финиш Гран-При Испании 1986 года
Финиш Гран-При Испании 1986 года

К сожалению, видео с тем обгоном я не нашёл.

В итоге, первые пять гонок Айртон завершил на подиуме, но только в одной гонке гонщик потерпел сход - снова в Сан-Марино.

Седьмая гонка сезона стала второй победой "Волшебника" в 1986 году. И последней.

Вскоре Айртон потерпел 6 сходов, из-за чего сезон закончил на том же 4-м месте - новый напарник занял только 13-е место!

Но до чемпиона мира оставалось меньше 20 очков!

Сезон 1987

Сенна за рулём Лотуса, 1987 год
Сенна за рулём Лотуса, 1987 год

В 1987 году, в мире Формулы-1 не было равных Уильямсу, а МакЛарен, Лотус и Феррари боролись за второе место в зачёте конструкторов.

Сезон был открыт победой Проста, затем закипела борьба: из первых семи гонок за Простом остались две, три за Мэнселом, две за Сенной.

Нельсон Пике тем временем пять раз приехал вторым!

Если вкратце, то эти две победы Сенны стали для него единственными в том году. Гонщики Уильямса взяли оба зачёта, лучшим из остальных стал Сенна, за ним расположились Прост и Бергер из Феррари.

На тот момент третье место в зачёте пилотов было лучшим в карьере Айртона.

Сенна, Прост и новый МакЛарен сезона 1988
Сенна, Прост и новый МакЛарен сезона 1988

Тем временем в МакЛарене уже два года подряд не было сильного второго пилота, который приносил бы команде победы - всё "тащил" Прост.

И в МакЛарене рискнули - пригласили в команду Сенну, который ещё в Лотусе укатал обоих гонщиков британской команды, да и в кубке конструкторов "Маки" упали.

Сезон 1988

-12

Борьба Сенны и Проста закипела уже на втором Гран-При, (в первой гонке сезона Айртона дисквалифицировали) МакЛарену не было равных: ВСЕ гонки, кроме одной, выиграли Сенна и Прост.

Ален во всех гонках приезжал в топ-2! Но было и два схода

Сенна же трижды не доехал до финиша, дважды не приехал на подиум, но в очки.

У Айртона было таки больше побед - 8 против семи у Проста

Битва двух альфа-самцов МакЛарена шла до последней гонки - её выиграл Прост, но Сенна пришёл вторым и выиграл первый в карьере титул.

Сезон 1989

В 1989 году МакЛарен всё ещё доминировал, но другие коллективы заметно подтянулись: Из 16 гонок сезона МакЛарен выиграл "только" десять.

Первую гонку сезона выиграл Мэнселл, перешедший в Феррари, а дальше пошла-поехала - три победы Сенны подряд, затем победа Проста, снова кипит борьба двух гонщиков МакЛарен за титул.

За сезон Прост одержал 4 победы - против шести у Сенны.

Но по сходам счёт был 3-6 в пользу Проста, к тому же в Японии Айртон был дисквалифицирован, как раз тот известный случай, когда лидировавший в чемпионате Прост

То столкновение пилотов МакЛарен.
То столкновение пилотов МакЛарен.

выбил Сенну. Айртон не сдался и поехал дальше, но был дисквалифицирован, так как Прост, испугавшись за свой титул побежал к стюардам, заявив что виноват в инциденте бразилец.

Так Сенну дисквалифицировали, хотя даже если бы он выиграл Гран-При Японии, то он всё же уступил бы Алену по очкам. Прост выиграл чемпионат, а Сенна, много раз сошедший с дистанции, занял второе место.

Третье место в личном зачёте занял Риккардо Патрезе на Уильямсе, и хотя он не выиграл ни одной гонки, но стабильно приезжая на подиум. Позади расположился Найджел Мэнселл, пропустивший одну гонку, а также дважды дисквалифицированный.

Кубок конструкторов остался за МакЛареном.
Столкновение Мэнселла и Сенны, 1989 год.
Столкновение Мэнселла и Сенны, 1989 год.

Сезон 1990

-15

Ален Прост принял решение уйти в Феррари, таким образом поменявшись местами с Герхардом Бергером, который стал нормальным вторым пилотом команды - теперь конфликтов и психологических битв не было.

Но борьба Сенны и Проста продолжилась: Феррари подтянулась к МакЛарену, первую гонку сезона выиграл бразилец, вторую Прост, третью Патрезе из Уильямса. Бергер за сезон не выиграл ни одной гонки, но занял четвёртое место в личном зачёте - часто приезжая на подиум.

Айртон пять раз не набрал очков - Прост четыре.

За долю секунды до столкновения
За долю секунды до столкновения

Всё в той же Японии произошёл практически такой же случай: Сенна, имевший преимущество по очкам, выбил Проста ещё в первом повороте, в итоге оба увязли в гравии и сошли.

Но сезон закрывала Австралия, и математически у француза оставался шанс сравняться с Сенной по очкам в случае победы. Впрочем, Ален приехал третьим, Сенна сошёл, но стал двукратным чемпионом мира!

Так, вкратце, Сенна взял второй титул

Сезон 1991

В 1991 году поднялся Уильямс, а Феррари надолго ушла из борьбы за титул. И всё же "вилки" были быстрее МакЛарена - борьба за титул развязалась между Сенной и Мэнселлом - он вернулся в Уильямс, напарником Проста стал Жан Алези.

Сенна и Мэнселл на трассе
Сенна и Мэнселл на трассе

Ладно, "борьба развязалась" - громко сказано, потому что в первых четырёх Гран-При бразилец одержал уверенные победы, британец же лишь раз доехал до финиша (на втором месте).

Пятую гонку выиграл Нельсон Пике, для которого эта победа стала последней в карьере, но после гонщики Уильямса выиграли 4 гонки - 3 остались за Мэнселлом, одна за Риккардо Патрезе

Но всё же, Айртон шёл к титулу: после побед пилотов Уильямс, ему удалось одержать еще 3 победы, трижды приехать вторым, Мэнселл же тем временем трижды не набрал очков.

Победа Сенны на родине в 1991 году.
Победа Сенны на родине в 1991 году.
По сходам - Сенна сошёл один раз, Мэнселл целых пять и ещё был дисквалифицирован.

Короче говоря, Айртон 2 раза не заработал очков, Мэнселл - шесть. В итоге бразилец выиграл последний титул где либо в своей гоночной карьере.

Но Уильямс уверенно летел к вершине - в 1992 году все поменялось.

Сезон 1992

Сенна и Мэнселл - 1992 год.
Сенна и Мэнселл - 1992 год.

Для начала стоит сказать - произошли интересные изменения в составах команд - В Беннетоне (команда сильно подтянулась в 1992) проводил теперь уже полный сезон Михаэль Шумахер с Мартином Брандлом в напарниках, Ален Прост был уволен из Феррари и пропустил один сезон (работая комментатором), но итальянцы так упали, что за весь сезон у команды было лишь два подиума!

Шасси МакЛарен тоже было не лучшим - сезон команда начала вовсе на прошлогодней машине! Уильямс тем временем имел в своём распоряжении машину с активной подвеской, которой не было равных.

Williams FW14B считается одним из самых успешных болидов Формулы-1 в истории - моторы и шасси МакЛарена были бессильны.

Формула-1 разделилась на 4 дивизиона - в 1-м только Уильямс, во втором МакЛарен и Бенетон, в 3-м Феррари и Лотус, в 4-м все остальные.

Но перейдем уже к статистике.

-20
Мэнселл спокойно выиграл первые 5 гонок - причем в четырех из них второе место занял Патрезе.
  • Так уж вышло, что в те времена в Монако всегда выигрывали Сенна и Прост (Монако было 6-м этапом), БигНайдж (такое было прозвище у Мэнселла) тоже хотел одержать там заветную победу, но даже в сложном 1992 бразилец победил в Монако.

Мэнселл летел к шестой подряд победе, как вдруг за 8 кругов до финиша у британца произошли проблемы с креплением колеса - пришлось заезжать на пит-стоп. Отрыв от Айртона был длинным - как и пит-стоп в 1992 году. Короче говоря, Мэнселл выехал позади Сенны где-то в пяти секундах, но так как на трассе в Монако нереально обгонять, на свежей резине британский лев сократил отрыв за пару кругов - а вот обогнать Сенну не получилось.

Герой статьи проехал всю гонку на одном комплекте резины, и после гонки сказал, что последние три круга были как на льду
Сенна обороняется от Мэнселла
Сенна обороняется от Мэнселла

На седьмом Гран-При с поула впервые стартовал НЕ Мэнселл (Сенна). В итоге гонку выиграл Бергер, Мэнселл вылетел, Патрезе, Сенна и Брандл сломались.

  • Следующие три гонки выиграл король Уильямса, а вот за второе место в личном зачёте разгорелась борьба между Патрезе, Шумахером, Сенной и Бергером - под конец сезона всех разделяло лишь 7 очков.

Всего Сенна одержал 3 победы за сезон, Бергер две, Патрезе и Шумахер - по одной, и то последние 6 гонок Мэнселл уже проводил не напрягаясь - титул был выигран ещё досрочно!

Итого Мэнселл выдал 108 очков, Патрезе стал вице-чемпионом набрав 56, за Шумахером осталось 53 очка, 50 за Сенной, позади с разницей в одно очко расположился Бергер.

-22

Впервые за 4 года гонщики МакЛарен не попали в топ-3 в личном зачёте.

Кубок конструкторов разумеется остался за "вилками", второе и третье место заняли МакЛарен и Беннетон соответственно.

Сезон 1993

МакЛарен пересел на Форды, в Уильямсе полностью обновили состав команды - четвёртый титул? Нет :(

После годового перерыва в Формулу-1 вернулся Ален Прост - в Уильямс. С Мэнселлом, который требовал больших денег, дела не сложились, и он ушёл из Формулы-1 (причём, ненадолго).

Короче говоря, Просту нужен был нормальный напарник - Сенна вовсе предложил Уильямсу взять его за бесплатно, но в команде боялись повторения 1989, в итоге взяв Деймона Хилла, для которого этот сезон стал вторым в карьере.

Сенна и Прост, 1993 год
Сенна и Прост, 1993 год

Сезон открылся победой француза, но в начале сезона борьба МакЛарена и Уильямса вроде как ещё была - хотя Уильямс был гораздо быстрее, да и переход МакЛарена на Форды тоже стал не лучшей мыслью.

Первые десять гонок выиграли Прост и Сенна, только вот за последним осталось всего 3 победы.

Кстати, новым напарником Сенны стал Майкл Андретти, но за весь свой сезон (кстати, дебютный) он заработал лишь 7 очков! Против 73 у Айртона! Из команды американца выгнали до конца сезона, заменив на Мику Хаккинена, будущего преёмника Сенны (чемпиона МакЛарена).

  • За весь сезон Прост трижды не набрал очков, Сенна же 5 раз. По победам - 7 Гран-При из 16 остались за Аленом, 5 за Сенной, 3 за Хиллом и одна победа за Шумахером.
Летит.
Летит.

Чемпионом стал Прост, в кубке команд отрыв Уильямса от МакЛарена был даже выше, чем в 92-м году (из-за Андретти). Вице-чемпионом стал Сенна, вырвав второе место у Хилла двумя победами в последних Гран-При.

Прост, вернувшись в Формулу-1 после неудачи в Феррари, непросто выиграл титул, но и провёл лучший сезон в карьере, набрав 99 очков! Ранее, ему это ни разу не удавалось.

После чего Прост ушёл уже навсегда.

И тогда наступил черёд Сенны сесть в чемпионский болид

  • 1993 год в Формуле-1 стал последним, когда мы видели те дикие, неуправляемые машины. Наступала вторая половина 90-х, Формула-1 менялась, правила безопасности стали совсем другими, стали другими команды, но самое забавное - не расстановка сил в командах.
  • Кстати, в 2018 году МакЛарен представил новый суперкар, так и названный в честь Айртона - Senna

Сезон 1994

За рулём Уильямса в новой ливрее.
За рулём Уильямса в новой ливрее.
Расстановка сил немного поменялась: Беннетон и Уильямс стали примерно равными по силам, МакЛарен упал, Феррари вернулись на третье место.
В 1994, многие, что логично, ждали титул Сенны и поддерживали его. Сезон, как всегда, открыла бразильская гонка, в которой Сенна стартовал с поула, лидировал и летел к победе. Но потом Беннетон обыграл бразильца по тактике - впрочем, Сенна стал догонять Шумахера в борьбе за победу.

И вдруг Сенна перестарался - вылетел...

-27
  • В итоге, Шумахер выиграл гонку, оторвавшись от Хилла, который приехал вторым более чем на круг.

Вторая гонка сезона - двойной сход пилотов Уильямса, Сенна вылетел ещё на старте.

Шумахер выиграл и вторую гонку, впереди была третья - Гран-При Сан-Марино, как раз где Сенне часто не везло и где началась его борьба с Простом. Но эта гонка, наверное, стала самой худшей в истории Формулы-1!

  • На пятничной квалификации вылетел Рубенс Барикелло, столкновение произошло на скорости 225 км/ч - болид несколько раз перевернулся, гонщик был госпитализирован и получил тяжёлые травмы, много чего поломав. К счастью, Руб выжил.

Если я не ошибаюсь, тогда получили травмы и зрители.

Авария Барикелло - полбеды. На субботней квалификации на скорости 300 км/ч вылетел дебютант - Роланд Ратценбергер (австриец). Наехав на поребрик, Роланд скорее всего повредил антикрыло, а чуть позже вылетел с трассы в бетонное ограждение - короче говоря, вы сами поняли.
Гибель Ратценбергера.
Гибель Ратценбергера.
Это было уже второе серьёзное происшествие за уик-энд.
  • Квалификацию третий раз подряд выиграл Сенна, с отрывом в от Шумахера в 337 тысячных.

На старте произошёл завал, зрители получили травмы, выехала машина безопасности. Вскоре гонку возобновили, Сенна уверенно лидировал, но Шумахер не отставал. Но вдруг на седьмом круге, в повороте "Тамбурелло", Уильямс Айртона улетел в отбойник на ужасной скорости - сделав гонку окончательно худшей в истории Формулы-1.

Последствия известны - обломок попросту пробил шлем и череп бразильца - а ведь пролети он буквально на пару сантиметров выше, Сенна бы спокойно вылез из машины и пошёл в боксы.

-30

Причиной аварии (по официальному заявлению) стал руль, который попросту отвалился. Ну, не прикрутил один механик гайку, подумаешь, с кем не бывает (сарказм).

Впрочем, нет ни малейшего смысла винить кого-то в этой потере. Исход аварии был фатальным, Сенна погиб и был похоронен на родине, а в Сан-Марино гонщику поставили памятник.

Сенна сделал много не только для Формулы-1 и автоспорта, но и для всего мира - он родился в бедной стране, помогал бразильскому народу, незадолго до смерти создал благотворительный фонд помощи бедным странам.

По данным 2007 года, могила Сенны привлекала больше людей, чем могилы Джона Кеннеди, Элвиса Пресли и Мэрилин Монро вместе взятых. В 2000 году в Бразилии был проведён опрос - кто лучший бразилец за всё время существования страны - большинство выбрало Сенну, нет, не Пеле и т.п.

Многие эксперты и пилоты Формулы-1 считают Сенну лучшим гонщиком Формулы-1, а кто то и всего мира автоспорта.

Могила Сенны
Могила Сенны
Самое интересное, это то, как Айртон фактически погрузил старую, дикую Формулу-1 80-х и 90-х на страницы книг, короче изменил безопасность в Формуле-1: вспомните, какой это сейчас относительно безопасный спорт.

Честно, никогда не вникал в тему безопасности Формулы-1, но точно знаю, что в 1994 году регламент стал таким сложным, что в Формуле-1 воцарилась скорее битва инженеров, не пилотов. В итоге, всё та же активная подвеска, ABS, многие системы помощи были запрещены.

Но именно гибель Сенны повлияла на всё это больше всего: он сам заявлял, что убрать системы и не замедлить болиды - риск в плане безопасности. В Сан-Марино он это невольно доказал.

После гибели Айртона, ещё в том же 1994 было принято много решений по замедлению болида. В итоге, Сенна стал предпоследним погибшим на Гран-При пилотом Формулы-1 (надеемся, что навсегда).

-32

Недавно введённая система защиты головы "Halo" в Формуле-1 уже спасла немало пилотов минимум от травм, может, она спасла бы и Сенну.

  • Сейчас уже есть люди, которые говорят "Как три титула? Куда ему против Шумахера и Хэмилтона?", но те кто не только смотрят Формулу-1 - знают, что Сенна великий гонщик.
Он был лучшим на мокрой трассе, лучшим в квалификациях - Берни Экклстоун, Макс Мосли и Рон Деннис называют Сенну лучшим.

Но прошлого не вернуть. Никак.

Помним
Помним

Почитайте ещё:

Всем пока!