В марте 1942 года, руководитель национального освободительного комитета "Сражающаяся Франция" Шарль де Голль предложил руководству СССР создать французскую авиачасть в составе советских ВВС.
СССР отреагировал положительно и 12 ноября 1942 года было утверждено постановление «О соглашении между командованием ВВС Красной Армии и Военным командованием сражающейся Франции об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе».
Так началось формирование 1 истребительно-авиационного полка "Нормандия-Неман".
Еще до переброски французских летчиков, осенью 1941 года де Голль хотел перебросить в СССР французские части, расквартированные в Сирии. Но англичане воспротивились этому и переброску отложили. Британцам нужны были эти части для ведения боев в Африке.
Но французских летчиков все-таки отпустили в СССР. Правда, правительство Виши (часть Франции, бывшая сателлитом фашистской Германии) заочно приговорило их к смертной казни за дезертирство.
Французские летчики добирались до СССР кружным путем. Из Глазго (Шотландия) в Африку, затем на Ближний Восток и оттуда в советский Баку. Туда они добрались только в конце 1942 года.
После этого, три месяца французских летчиков учили летать на советских истребителях Як-1. Французы сами отказались летать на американских и британских самолетах (которые были в наличии)
Французам Як-1 нравились, так как они были маневренными и скоростными, с мощным двигателем.
5 апреля 1943 года авиаэскадрилья "Нормандия" вступила в первую схватку с немецкими ассами, сбив два вражеских самолета.
Воздушные бои показали что французы хорошо дерутся индивидуально. но плохо в команде. Поэтому, в конце 1943 года их сняли с фронта и отправили в Тулу, где они должны были переучиваться быть коллективистами.
Также в Туле французские летчики переучивались летать на новых истребителях Як-9. Обучение шло тяжело и основной проблемой летчиков было заваливание на нос во время приземлений.
Здесь вместо французских авиамехаников к французским летчикам приставили советских механиков, так как они лучше разбирались в новой технике.
В конце весны 1944 года уже полк "Нормандия" вошел в состав 3 Белорусского фронта.
Первым их заданием было прикрытие отступающих партизан из бригады "Дяди Коли". Они его выполнили, не дав провести их бомбардирование.
Затем, за участие в успешных боях на реке "Неман" сам И.Сталин присвоил полку имя "Нормандия-Неман".
20 июня 1945 года летчики полка "Нормандия-Неман" на 40 новых истребителях Як-3 вернулись во Францию, где сели на аэродром Ле Бурже. Данный авиаполк существует во французской армии до сих пор.