Найти в Дзене
История и культура Евразии

Как воевал авиаполк "Нормандия-Неман"?

Оглавление

В марте 1942 года, руководитель национального освободительного комитета "Сражающаяся Франция" Шарль де Голль предложил руководству СССР создать французскую авиачасть в составе советских ВВС.

СССР отреагировал положительно и 12 ноября 1942 года было утверждено постановление «О соглашении между командованием ВВС Красной Армии и Военным командованием сражающейся Франции об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе».

Так началось формирование 1 истребительно-авиационного полка "Нормандия-Неман".

Норма́ндия — Не́ман (фр. Normandie-Niémen) — французский истребительный авиационный полк (1 ИАП «Нормандия — Неман»), воевавший во время Второй мировой войны против войск стран оси на советско-германском фронте в 1943—1945 годах.
Норма́ндия — Не́ман (фр. Normandie-Niémen) — французский истребительный авиационный полк (1 ИАП «Нормандия — Неман»), воевавший во время Второй мировой войны против войск стран оси на советско-германском фронте в 1943—1945 годах.

Еще до переброски французских летчиков, осенью 1941 года де Голль хотел перебросить в СССР французские части, расквартированные в Сирии. Но англичане воспротивились этому и переброску отложили. Британцам нужны были эти части для ведения боев в Африке.

Но французских летчиков все-таки отпустили в СССР. Правда, правительство Виши (часть Франции, бывшая сателлитом фашистской Германии) заочно приговорило их к смертной казни за дезертирство.

Личный состав авиаполка «Нормандия — Неман»
Личный состав авиаполка «Нормандия — Неман»

Французские летчики добирались до СССР кружным путем. Из Глазго (Шотландия) в Африку, затем на Ближний Восток и оттуда в советский Баку. Туда они добрались только в конце 1942 года.

После этого, три месяца французских летчиков учили летать на советских истребителях Як-1. Французы сами отказались летать на американских и британских самолетах (которые были в наличии)

Французам Як-1 нравились, так как они были маневренными и скоростными, с мощным двигателем.

5 апреля 1943 года авиаэскадрилья "Нормандия" вступила в первую схватку с немецкими ассами, сбив два вражеских самолета.

Воздушные бои показали что французы хорошо дерутся индивидуально. но плохо в команде. Поэтому, в конце 1943 года их сняли с фронта и отправили в Тулу, где они должны были переучиваться быть коллективистами.

Як-1 — советский одномоторный самолёт-истребитель Второй мировой войны. Первый боевой самолёт, разработанный заводом № 115 под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель И-26, ранее КБ занимались спортивными и учебными самолетами. Новый самолет создавали на базе спортивной модели Я-7. В январе 1940 года он совершил первый полет, а второй полет привел к аварии, в результате которой погиб пилот, а самолет разбился. Было выявлено, что причиной катастрофы был производственный дефект. Несмотря на аварию еще до завершения государственных испытаний было принято решение о запуске в серийное производство под маркой Як-1. Производился с 1940 по 1944 годы; всего было построено 8734 самолёта всех модификаций..
Як-1 — советский одномоторный самолёт-истребитель Второй мировой войны. Первый боевой самолёт, разработанный заводом № 115 под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель И-26, ранее КБ занимались спортивными и учебными самолетами. Новый самолет создавали на базе спортивной модели Я-7. В январе 1940 года он совершил первый полет, а второй полет привел к аварии, в результате которой погиб пилот, а самолет разбился. Было выявлено, что причиной катастрофы был производственный дефект. Несмотря на аварию еще до завершения государственных испытаний было принято решение о запуске в серийное производство под маркой Як-1. Производился с 1940 по 1944 годы; всего было построено 8734 самолёта всех модификаций..

Также в Туле французские летчики переучивались летать на новых истребителях Як-9. Обучение шло тяжело и основной проблемой летчиков было заваливание на нос во время приземлений.

Як-9 — советский одномоторный самолёт истребитель-бомбардировщик Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов (с 1942 по 1945 годы - 14 579 самолётов).
Як-9 — советский одномоторный самолёт истребитель-бомбардировщик Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов (с 1942 по 1945 годы - 14 579 самолётов).

Здесь вместо французских авиамехаников к французским летчикам приставили советских механиков, так как они лучше разбирались в новой технике.

В конце весны 1944 года уже полк "Нормандия" вошел в состав 3 Белорусского фронта.

Первым их заданием было прикрытие отступающих партизан из бригады "Дяди Коли". Они его выполнили, не дав провести их бомбардирование.

Затем, за участие в успешных боях на реке "Неман" сам И.Сталин присвоил полку имя "Нормандия-Неман".

20 июня 1945 года летчики полка "Нормандия-Неман" на 40 новых истребителях Як-3 вернулись во Францию, где сели на аэродром Ле Бурже. Данный авиаполк существует во французской армии до сих пор.