Итак мы продолжаем рубрику, посвященную творчеству, пожалуй, самого известного датского кинорежиссера Ларса фон Триера. Большая часть его картин посвящена экзистенциальным, сложным для однозначного понимания темам таким, как любовь и религия, секс и отношения с людьми, ценность бытия. Примечательно, что действие большинства его картин развивается где-нибудь в Великобритании, либо в США, но как не затрагивают довольную и сытую Данию. Тем не менее, всё-таки однажды Ларс фон Триер обратился к своей родине и затронул весьма специфичную тему капитализма и его влияния на человеческие судьбы. Речь идет об интеллектуальной и единственной в карьере режиссера комедии «Самый главный босс».
Синопсис Владелец небольшой IT-компании по фамилии Равн решает продать свой бизнес исландскому предпринимателю, при этом не готов сделать это лично, поскольку когда-то придумал легенду о фиктивном руководителе, якобы живущим где-то в Америке, откуда все эти годы удаленно управлял компанией. Дабы решить этот деликатный вопрос, он нанимает актера-неудачника Кристофера, которому в течение следующих дней предстоит сыграть босса, чтобы сделка с исландцем состоялась плавно и без эксцессов. Правда, Кристофер настолько сильно вживается в свою роль, что дальнейшие действия играемого им персонажа начинают идти в полный разрез с его моральными и этическими убеждениями.
Игра актёров Пожалуй, «Самый главный босс» - это самый датский фильм в карьере режиссера, что проявляется еще благодаря задействованным в нем актерам. Прежде всего, следует отметить Йенса Альбинуса в роли Кристофера, типичного представителя творческой профессии, для которого его работа – это больше, чем просто игра, но также умение прожить жизнь другого человека. Проблема героя заключается в том, что чем сильнее он пытается доказать себе, насколько он талантливый актер, тем сложнее ему возвращаться в реальность, где он просто нанятый «клоун». На мой взгляд, по-настоящему сильную и ответственную игру продемонстрировала Софи Гробёль в роли Киссер, бывшей супруги Кристофера, а ныне талантливого юриста, знающего своего бывшего мужа, как облупленного, а посему четко умело способного им манипулировать и в то же время решать его проблемы.
Режиссура Признаемся честно, «Самый главный босс» - не самая лучшая работа Ларса фон Триера, хотя фильм и был тепло встречен критиками. Проблема фильма заключается в том, что режиссер экспериментирует с жанром, с которым ранее никогда не работал, а посему со стороны это больше походит на попытку выдавить достойный материал оттуда, где его не может быть. Однако цель «Самого главного босса» - не насмешить зрителя (фон Триер этого не умеет), а в очередной раз безжалостно пройти по социально-политической теме влияния капитализма на простые человеческие судьбы. Точнее, мы видим судьбы нескольких работников небольшой IT -фирмы, которые, как рабочие пчелки, пашут на главного босса, каждый преследуя свои личные цели. Кто-то ради повышения, кто-то потому, что привык выполнять свою работу качественно, кто-то просто чтобы занять время. При этом все они простые люди с чувствами, эмоциями, желаниями, которые отказывается учитывать безжалостная корпоративная машина, для которой самое главное – это деньги, независимо в бумажном или электронном эквиваленте. Понятное дело, такой вывод сложно сделать сразу при просмотре, потому что на экране мы видим какой-то абсурд. Тем не менее, этот абсурд стал весьма неплохим экспериментом в карьере режиссера.
Сценарий Действие сюжета происходит в небольшой датской IT -компании, которой предстоит слияние с коллегами из Исландии. Юрист компании Равн, который является руководителем фирмы, дико боится брать на себя ответственность за непопулярные решения, а посему не придумал ничего лучше, как нанять актера Кристофера, чтобы тот сыграл босса во время встречи с исландским предпринимателем. Кристофер предлагает подготовить к сделке работников компании и предлагает Равну дальше развить этот спектакль. Однако он сразу же сталкивается с проблемами, которые уже давно назрели в фирме, и которые Равн привык не замечать. Начиная с приставаний по электронной переписке к работникам-женщинам, и заканчивая самоубийством одного из коллег, Кристофер начинает принимать игру слишком близко к сердцу, пока не осознает, что в его руках находятся судьбы не простых, но безумно добрых своим сердцем людей, которых вот-вот должны кинуть. Для героя становится принципиально важным склонить Равна к отмене сделки или хотя бы помешать ей в принципе.
Итог «Самый главный босс» - очень специфичное кино по многим причинам, но, прежде всего, по причине своей неортодоксальности и отсутствия опыта у Ларса фон Триера в комедийном жанре. Нет, конечно, отдельные моменты могут вызвать улыбку, но точно не задиристый смех. Уж слишком специфичное чувство юмора у скандинавов. При этом фильм привлекателен именно как экспериментальная попытка изучить сложную социально-политическую тему через призму экономических отношений. Поэтому любителям интеллектуального кино точно рекомендуется к просмотру.
Возможно, вам будет интересно почитать обзор на фильм Ларса фон Триера "Рассекая волны".