Западные Балканы (территория современной Албании, Боснии и Герцеговины, Косово, Македонии, Сербии и Черногории – далее WB6) традиционно были для России стратегически важным оплотом продвижения собственных интересов. Современное стратегическое видение российской политики на этот регион было сформулировано в докладе РСМД «Россия на Балканах», выпущенном еще в 2018 году, но не утратившим актуальность и к началу «ревущих двадцатых». В нем приоритеты Москвы указывались сразу по нескольким пунктам:
1) сохранение экономического присутствия в регионе, подключение к региональным транзитным проектам в целях повышения своей роли в мировой экономике;
2) сохранение исторически обусловленного политического и культурного влияния;
3) уход от парадигмы конфронтации — поиск моделей бесконфликтного взаимодействия с ЕС и НАТО.
В данном материале рассмотрим, какие актуальные направления работы России с балканскими государствами есть сегодня? Какое положение Россия занимает в политической, экономической и гуманитарной жизни региона? Что Москва может предложить в качестве внерегионального игрока нашим партнёрам из WB6?
Политическое взаимодействие: двусторонние отношения
В формате двусторонних проектов и нормативно-правовых актов Россия взаимодействует со всеми странами Западных Балкан, однако заключенные соглашения имеют разную специфику в зависимости от стратегических интересов Москвы. К сожалению, с большинством стран региона, а именно с Албанией, Македонией, Черногорией и Боснией и Герцеговиной (БиГ), политическое взаимодействие ограничивается созданием экспертных экономических комиссий и облегчением авто- и авиасообщения со странами WB 6.
Интереснее ситуация с российско-сербскими отношениями : в силу культурной близости двух народов и взаимной стратегической заинтересованности, идет работа по широкому спектру политических и экономических вопросов. Основу сотрудничества составляют общие торговые соглашения, военная кооперация, а также принципиальные позиции Российской Федерации по косовскому вопросу и статусу сербской автономии в Боснии и Герцеговине.
Базовым соглашением о намерениях России и Сербии является «Декларация о стратегическом партнёрстве» от 24 мая 2013 г. Она касается всех аспектов двустороннего взаимодействия государств: политический диалог, оборона, научно-техническое сотрудничество, культура и образование и пр.
Основу торговых связей двух стран составляет «Соглашение о свободной торговле (ЗСТ)» от 2000 г, которое освобождает 95% товаров от взаимных пошлин. Вдобавок к этому 25 октября 2019 года Евразийский экономический союз (ЕАЭС), лидером которого фактически является Россия, подписал соглашение о формировании ЗСТ с Сербией – подобные преференции от Москвы перед этим получали только Иран и Вьетнам. Данные соглашения позволяют серсбким партнерам представлять себя как единственную экономику за пределами СНГ, имеющую зону свободной торговли с Российской Федерацией, что повышает инвестиционную привлекательность Сербии, особенно для европейских компаний.
Вместе с тем, на уровне высшей политики Россия является последовательным союзником Белграда по двум ключевым региональным проблемам . Во-первых, страны имеют договоренности об общей позиции по косовскому вопросу – Кремль является гарантом Резолюции №1244 Совбеза ООН о недопустимости отделения Косово от Сербии. Во-вторых, Российская Федерация регулярно подчеркивает, что будет привержена идее независимости Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины , что гарантирует суверенитет сербской общины на территории БиГ.
Приятным дополнением к сотрудничеству двух сторон является работа отрытого в 2012 г. «Российско-сербского гуманитарного центра при МЧС РФ», который располагается в сербском городе Ниш – подобные заведения располагаются только в Сербии, в Армении и на Кубе, т.е. на территории лояльных России государств. Таким образом, мы видим комплексное полноценное взаимодействие российской стороны с ключевым внутрирегиональным игроком по широкому спектру стратегических направлений.
Несмотря на очевидное «провисание» российской политики с остальными странами WB 6, концентрация Москвы на сербских партнерах является отличным подспорьем для расширения дальнейшего присутствия на Балканах – Белград является локомотивом западнобалканской интеграции, которая в перспективе сможет так или иначе объединить государства бывшей Югославии в единое экономическое пространство. В таком случае позиции лояльного партнера максимально укрепятся, а Кремль получит дополнительные очки влияния в регионе.
При этом, говоря о российском участии в региональных многосторонних форматах, мы с сожалением отмечаем, что Россия не участвует ни в одной из актуальных интеграционных инициатив, ключевые из которых – «Берлинский процесс » и «Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ)». «Процессы» направлены на ускорение интеграции Западных Балкан в Европейский Союз, а заявленные цели по созданию общего экономического и политического пространства на территории WB 6 рассматриваются лишь как “ступенька” на пути в ЕС – данные инициативы никак не купируются Россией, Москва не способна ни предложить достойной альтернативы, ни использовать какие-либо рычаги влияния, чтобы воздействовать на их работу.
Военное сотрудничество
В силу того, что Албания (в 2009 г.), Черногория (в 2017 г.) и Македония (в 2018 г.) вступили в НАТО, а в Боснии и Герцеговине хорватские и боснийские энтитеты относятся к России скептически, единственным военно-техническим партнером Москвы в регионе Западных Балкан является Сербия .
В 2014 г. между Белградом и Москвой были подписаны «Соглашение о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества», а также «Меморандум между Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству РФ и Министерством обороны Республики Сербия». В совокупности с упомянутой «Декларацией о стратегическом партнёрстве » от 2013 г. данные соглашения дали старт к современной интенсификации военного сотрудничества двух стран.
В рамках сближения Белграда и Москвы в 2016 г. произошла безвозмездная передача Россией тридцати танков Т-72С и такого же количества бронемашин БРДМ-2МС сербской стороне, что позволило обновить парк военной техники сербских вооруженных сил . В июне 2018 года был подписан контракт на поставку вертолетов Ми-35М. В начале 2020 года была поставлена батарея зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1». Кроме того, на вооружении Сербии находятся самолеты МиГ-29, шесть из которых были поставлены из наличия Минобороны России.
Важно, что с 2015 г. проводятся ежегодные совместные учения «Славянское братство», в которых принимают участие вооруженные силы Сербии, Белоруссии и России, в 2016 и 2019 гг. данные учения проходили на территории Сербии.
И все же мы отмечаем, что с 2007 г. Белград официально является военно-нейтральным актором, осуществляющим суверенную внеблоковую политику . Так, в одном из материалов эксперта-балканиста РАНХиГС Д. Тодорковски указывается: «…в 2018 году Сербия <…> участвовала в 178 совместных событиях с США и НАТО, и в 62 – с Россией. Также <…> во время посещения Белграда президентом Франции Эммануэлем Макроном в июле 2019 года стороны заключили соглашение о приобретении систем ПВО ближнего действия MISTRAL, хотя изначально Сербия планировала купить российские системы ПВО». В такой чувствительной для России сфере, как оборона и ВПК, сербские партнеры проявляют чудеса маневрирования и многовекторности.
Кроме того, 9 сентября 2020 г. произошел отказ сербского руководства от участия в учениях «Славянское братство – 2020», когда Белград решил временно заморозить все военные учения с другими странами, сославшись на серьезное внешнее давление со стороны Евросоюза. При этом 14 сентября президент Сербии Александр Вучич заявил, что надеется на возобновление военного партнерства с Россией в будущем, когда «политический момент будет лучше», однако обещать – не значить жениться.
Экономическое взаимодействие
Оценив взаимодействие российской стороны с партнерами в политическом отношении, мы можем рассмотреть ее торговую и инвестиционную активность на Западных Балканах. Мы отмечаем, что, несмотря на доминирующее положение Европейского Союза в региональной экономике, у Российской Федерации есть крепкая партнерская база в торговых отношениях , а российский бизнес представлен в целом ряде инвестиционных проектов стран Балканского полуострова.
Так, по данным UNCTAD за 2019 г., Россия потребляет 4% экспорта стран WB 6 и импортирует до 7% товаров в страны WB 6, уступая в этом плане только внутрирегиональным экономикам, странам-соседям из Центральной и государствам с более мощной экономической базой.
При этом в динамике мы видим как доля российских товаров на рынках стран региона сокращается последние 10-12 лет.
Несмотря на это, есть и позитивные моменты , связанные с повышением абсолютных показателей экспорта товаров из Сербии и Боснии и Герцеговины в российскую экономику (практически восьми- и двукратное увеличение в период с 2008 по 2018 гг. соответственно).
Внимательный читатель, взглянув на матрицу товарооборота, может обратить внимание на непропорциональность российской торговли со странами региона , когда имеет место крен в сторону Сербии – страна имеет всего 51% регионального ВВП, но покрывает 80-85% российского импорта-экспорта.
В сфере региональной инвестиционной политики традиционно сильные позиции также занимают страны с развитой экономикой. В частности, по данным сербского Агентства по развитию, Москва не является ключевым инвестиционным партнером Сербии . Россия не входит в ТОП-7 ни по количеству, ни по совокупной стоимости инвестиционных проектов, уступая позиции странам Европейского Союза, США, Китаю и Турции.
Сегодня приоритетными для иностранных инвесторов являются инфраструктурные проекты . Это, в первую очередь, соединение магистралей, проходящих через Сербию, которые соединили бы Адриатику и Эгейское море (через Бар, Дуррес и Веру, Пирей и Салоники). Однако в данной отрасли уже преобладают инвестиции упомянутых стран-конкурентов, в частности, турецкие, китайские или европейские. В этой связи положение российского бизнеса остается локальным и немасштабным.
Например, несмотря на усилия компании РЖД , которая в 2019 году подписала контракт на проектирование и выполнение работ по строительству железнодорожной инфраструктуры Сербии , а также на строительство Единого Диспетчерского центра по управлению движением поездов, главную железнодорожную магистраль Белград – Будапешт строят китайские компании. Также имеют место проекты американских и турецких компаний в Македонии, Албании и непосредственно Сербии (Коридор XI , трасса Белград – Бар, проекты в Косово).
Кроме того, в январе 2021 года правительство Сербской Республики подписало меморандум с французскими и китайскими компаниями о строительстве белградского метрополитена на 43 станции. Российские компании и РЖД в частности в подобных проектах не участвуют.
Абстрагируясь от локальных инвестиций и проектов, мы можем отметить, что Европейский союз, по данным Еврокомиссии, в период с 2013 по 2018 гг. целенаправленно, политическими решениями, инвестировал в Западные Балканы 12,26 млрд долларов. Для сравнения, в рамках инвестиционной активности ближайший конкурент Евросоюза, Китай, за те же пять лет в страны WB6 вложил около 3,44 млрд долларов США.
Брюссель имеет превосходство над своими конкурентами за счет большего объема ресурсов, налаженной инфраструктуры и специальной стратегии «Экономический и инвестиционный план для Западных Балкан » от 6 октября 2020 года. Стоит ли говорить, что подобных стратегических проектов у России нет, и это является фактором дальнейшего вытеснения российского бизнеса из региона?
Несмотря на это, одним из политических и экономических “козырей” в руках Москвы, разумеется, является поставка энергоресурсов в регион . В Сербии Россия практически полностью обеспечивает потребности в природном газе, это более 90%, а из-за запуска сербского участка «Турецого потока» поставки его будут только расти. Кроме того, российский Газпром владеет контрольным пакетом акций «Нефтяной индустрии Сербии» – ведущей энергетической компанией страны.
Успехи в этой области подтверждаются запуском первой нитки упомянутого «Турецкого потока» в январе 2020 г. и сдача в работу сербского участка газопровода в январе 2021 г. Важно отметить, что принятие 6 октября 2020 года «Зеленой повестки ЕС» странами WB6 должно привести к последовательной декарбонизации региональной промышленности и повышению роли природного газа в энергетике , что сыграет на руку Москве.
И все же по текущим показателям и совокупности инвестиционных проектов (см. предыдущий материал «Интеграционные процессы в регионе Западные Балканы») мы отмечаем несопоставимо большее экономическое влияние ЕС на страны постъюгославского пространства. На сегодняшний день очевидно, что экономически Россия не в силах противопоставить что-либо последовательной европейской интеграции Балкан , однако по некоторым направлениям сотрудничества сохраняется возможность защиты экономических интересов Москвы.
Гуманитарное сотрудничество
Нельзя не отметить гуманитарную роль российского бизнеса в регионе, который с весны 2020 года активно помогает в борьбе с распространением COVID -19.
В частности, с 4 апреля 2020 года «Газпром» начал обеспечивать топливом сербскую полицию, пожарную охрану и службу скорой помощи в рамках борьбы с эпидемией. Параллельно с этим «Нефтяная индустрия Сербии», подконтрольная Газпрому, предоставила компании Air Serbia 270 тонн топлива для самолетов, доставляющих медицинское оборудование и эвакуирующих сербов из-за рубежа.
Российское АО «Югоросгаз» пожертвовало 2 миллиона динаров (около 17 тысяч евро) Министерству здравоохранения Сербии на борьбу с пандемией, а «Сбербанк» перечислил средства на закупку аппаратов искусственной вентиляции легких и необходимого медицинского оборудования в Республиканский фонд медицинского страхования Сербии.
Кроме того, сербы стали одними из первых реципиентов российского «Спутника- V » . Так, в Белград первая партия поставлена 30 декабря 2020 года, а в начале января Россия и Сербия заключили соглашение о поставке 2 млн. доз вакцины «Спутник- V ».
С одной стороны, для Сербии с населением в 7 млн. это внушительные цифры, с другой, Белград заявляет о сотрудничестве с китайскими и европейскими партнёрами по вопросам закупки альтернативных вакцин, что лишний раз указывает на многовекторность сербской политики .
И все же гуманитарная помощь, при ее относительной малозатратности в масштабах большого государства, будет иметь благотворное влияние на имидж Москвы в регионе и в Сербии в частности. Подобные проекты не являются политическими, а направлены на помощь братскому народу Сербии, и в этом плане Россия имеет прекрасную историческую и культурную базу, чтобы продвигать подобный образ и далее.
Выводы
На сегодняшний день приходится заключить, что у России отсутствует комплексный стратегический подход на регион WB 6 – Балканы никак не упоминаются в основополагающих стратегических документах и, по всей видимости, являются второстепенным регионом для российской дипломатии . Москва также не участвует ни в каких значимых региональных интеграционных форматах. Ее присутствие в регионе определяется инвестиционными проектами Газпрома и РЖД, военно-техническим сотрудничеством с Белградом, двусторонними встречами государственных деятелей и политическими дебатами по проблематике Косовского вопроса в Совбезе ООН.
На государственном уровне Россия не проявляет интереса в развитии двусторонних экономических отношений со странами региона, за исключением Сербии и, в меньшей степени, Боснии и Герцеговины. Так, если у другого «флангового» игрока, Турецкой Республики, к 2010 г. подписаны соглашения о свободной торговле со всеми странами региона, то у России подобное соглашение есть только с Сербией. Соответственно, отсутствует эффективная институциональная база по развитию дальнейшего сотрудничества с государствами WB6.
Кроме того, ключевым процессом в ближайшие годы станет углубление интеграции стран WB 6 с целью вхождения в Европейский Союз , в этом контексте Россия будет и далее терять свои позиции, так как вхождение WB 6 в ЕС приведет к их полному политическому поглощению. России придется иметь дело не с независимыми лояльными партнерами, а с единым политическим объединением, главную роль в котором играют Германия и Франция.
Оптимальным сценарием было бы недопущение поглощения стран Западных Балкан Евросоюзом и формирование из WB6 объединения политически стабильных и экономически встроенных в общую региональную цепочку государств. В этом случае произошло бы максимальное усиление позиций лояльного нам Белграда, который смог бы сформировать базу для проведения многовекторной независимой политики, в первую очередь, по отношению к Европейскому Союзу.
В свете последних событий такой сценарий кажется маловероятным и возможен только при радикальных изменениях международной политики : при общем ослаблении ЕС; росте евроскептицизма в странах региона; развитию альтернативного сотрудничества западнобалканских стран с «фланговыми» игроками по типу КНР, России и Турции.
Вместе с тем, от успехов России в продвижении своих интересов с использованием “мягкой” и “жесткой” силы во многом связан запрос на участие нашей страны в регионе. На данный момент, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны других влиятельных акторов и упущенный или не до конца реализованный потенциал сотрудничества 2000-х годов, Россия опирается на традицию присутствия в регионе и свою культурную привлекательность.
В политическом аспекте Россия сможет выступать гарантом региональной безопасности , а при последовательном увеличении экономического и культурного присутствия наше государство сможет позиционировать себя как технологического и гуманитарного хедлайнера в регионе, особенно в контексте наметившегося энергетического перехода и декарбонизации ведущих мировых экономик.
В отношении внешней политики Российской Федерации, считаем, что при ее реализации следует учесть опыт иностранных держав, в частности, Турецкой Республики последних 10-15 лет в ведении политики в регионе, чтобы отойти от традиционной исключительной поддержки Сербии и сербам (при этом сохраняя все возможные контакты и формы сотрудничества с сербским народом). Соответственно, нужно будет искать партнеров вне зависимости от собственной идентичности, создавать прагматичные пророссийски-ориентированные политические и культурные силы, учитывая специфику региона.
К сожалению, пока Россия только сосредотачивается.
Автор: Владислав Андреев