Найти тему
Свобода во Христе

Сомнения

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

Некоторые ученики Иисуса всю свою жизнь были связаны с морем. Им хорошо была знакома природа Галилейского озера. Не раз их захватывала буря, и они выходили победителями, когда брались за весла крепкими руками и боролись со стихией за свою жизнь.

Но вот однажды с ними произошел случай, выявивший их бессилие. «И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал» (Мф.8:23,24). Такого шторма эти опытные рыбаки не видели никогда. Волны захлестывали лодку, трещали снасти. Сила рук человеческих не могла противостоять силе волн. И здесь на этих сильных людей, словно громадные волны обрушились сомнения. Учеников охватила паника, потому что они увидели неминуемую гибель.

Что в это время делал Иисус? Спокойно спал. В отчаянии ученики будят Учителя, о Котором совершенно забыли и подумали только в минуту крайней опасности. К Нему была обращена их последняя мольба: «Господи! Спаси нас, погибаем». И говорит им: «Что вы так боязливы, маловерные?» Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф.8:25,26).

Иисус назвал учеников «боязливыми» и «маловерными». Люди, которые не раз побеждали стихию, оказались на поверку боязливыми. Испытание, посланное им Господом, выявило страх в их душах. Почему они испугались? Что послужило причиной их страха? Не что иное, как сомнения.

Часто в нашей жизни мы сталкиваемся с непреодолимыми преградами: «Если я не выйду на работу в субботу, меня уволят»; «если буду отдавать в церковь десятину, у меня не хватит на еду»; «если пойду на богослужение, моя престарелая мама будет переживать, а это принесет ей страдания» и т. п. Господь испытывает нас. Он посылает испытания в виде «ветров» и «штормов» в нашей душе. Наши сердца захлестывают волны сомнений, и вкрадчивый голос нашептывает внутри нас: «А может и не так уж и важно соблюдать субботу, возвращать десятину и быть Божьим свидетелем?»

«Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак.1:6,7). Сомнения рождают страх быть уволенным, страх семейного разлада, страх нищеты, страх показаться хуже, чем мы есть на самом деле. Угоден ли Богу такой страх? Можно ли такой страх назвать страхом Божьим? Нет. Это страх человеческий.

Ученики в лодке боялись за свою жизнь, потеряв из виду Бога, Который спокойно спал на корме. Когда мы позволяем сомнениям развиваться в нашем разуме; когда наше воображение рисует нам картины будущих неудобств, лишений, болезней, мы должны знать, что в этот момент потеряли из вида Иисуса Христа. Мы не видим Его покоя, Его мира и тишины. Мы не уповаем в этот момент на Господа. «Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы, в тишине и уповании крепость ваша» (Ис.30:15). Эта крепость способна разбить и развеять все сомнения, если мы не перестаем надеяться на Иисуса Христа; если среди житейских бурь, среди волн сомнений мы из последних сил обратим свой взор на Спасителя и оставим нашу беспорядочную «работу веслами», пытаясь своими силами решить проблему, - мы обретем помощь в тишине и уповании.

«Но куда же деться от сомнений? Они есть, они постоянно приходят ко мне!» Да, они приходят, но нельзя позволять им развиваться, их нужно гасить в зародыше.

Что сделала в Едеме Ева, когда услышала голос змея? Она засомневалась и позволила сомнениям заполнить ее сердце: «Конечно, Бог чудесно всё устроил. Но почему Он запретил есть от этого дерева? Наверное, у Него есть, что скрывать от меня. Он чего-то боится? Или просто не хочет, чтобы я узнала какую-то важную тайну? В любом случае Он мне не доверяет. Он чего-то недоговаривает. Разве я теперь могу полностью доверять Богу? За кого Он меня принимает? За говорящую куклу или за одно из животных, которых Он показывал Адаму? Нет! Я не животное, и сейчас я это Ему докажу!» Дальнейшие события в Едемском саду показали, до чего могут довести сомнения, если дать им ход. Грехопадение – вот итог того, что человек допустил сомнения в свое сердце и взгревал их с помощью обольстителя. Людьми овладел грех. То есть сомнения приводят к греху. «Сомневающийся, если ест, осуждается, потому что все, что не по вере, - грех» (Римл.14:23). И Ева была осуждена. Съеденный плод поставил окончательную точку в очень короткой истории грехопадения, потому что, усомнившись люди ели уже не по вере, без доверия Богу и не оправдав Божьего доверия.

Таким образом, сомнения – это оружие, которое сатана с успехом применяет, чтобы совращать даже избранных.

Он применил его и в борьбе с Иисусом: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф.4:3). Что дьявол хотел внушить этими словами? Чему хотел подвергнуть веру Иисуса? Сомнению. Он хотел, чтобы Сын Человеческий усомнился в Своем избрании, усомнился в любвеобильном характере Небесного Отца, как когда-то усомнился Адам, потому что сомнения – это первый шаг от Бога.

Мы говорили о вере. А как быть с неверующим в Бога? Чем для него являются сомнения? Здесь мы сталкиваемся с интересным парадоксом: Господь обращает оружие сатаны против самого же сатаны. Это подтверждается текстами Библии: «Поднявший меч от меча погибнет»; «кто роет яму другому, тот сам попадет в нее» (Мф.26:52; Прит.26:27).

Дьявол сам пожинает плоды своего изобретения, лишаясь своих подданных, потому что неверующий начинает сомневаться в своем неверии. Атеист через сомнения в своем атеизме приходит к Богу! Парадокс!

Мой путь к Богу прошел через мрак атеизма, астрологии, музыкального идолопоклонства. Но Господь допускал мне сомневаться так, что, в конце концов, я усомнился во всем этом в свете библейского откровения характера Божьего и пришел к Иисусу Христу.

Итак, мы видим цепочку: неверие – сомнения – вера. И эта цепочка открыта для человека, как в сторону веры, так и в сторону неверия. То есть состояние сомнения очень шатко, неустойчиво, ненадежно, потому что это изобретение сатаны, а все сатанинское шатко. «Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак.1:6,7).

Это состояние подобно тому, от чего предостерегает Христос Свою церковь: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15-16). Состояние сомнения – это «теплое» состояние, «ни туда, ни сюда». И оно очень опасно: «Исторгну тебя» . Почему? Потому что у сомневающегося нет веры, нет достаточного доверия Господу и в любой момент такой человек готов оставить Христа, как отхлынувшая волна. Оставить и устремиться туда, где удобнее, где выгоднее, где «теплее»: «теплый» человек стремится туда, где «теплее». Он неблагонадежен для Царства Божьего, потому что ему просто ничего нельзя доверить, так как и он сам не доверяет Господу. Доверите ли вы такому человеку что-либо ценное?

Эту мысль Иисус Христос высказал так: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лук.9:62). «Озирающийся назад» - это человек сомневающийся: «А может там, в миру все-таки лучше? А может, зря я устремился за Христом? А что если повнимательнее посмотреть назад, на прошлую греховную жизнь, - может быть, я все-таки оставил там нечто очень ценное»? Человек озирается назад, на мирское, как сделала жена Лота. Но куда привели ее сомнения? К гибели. Именно для этого сатана изобрел великий способ обольщения. Сомнения – это путь, ведущий, в конце концов, к вечной гибели.

«Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак.1:6,7). Почему Господь не даст сомневающемуся вечную жизнь в Царствии Своем? Потому что через такого человека грех опять поразит Веселенную. Бог не может второй раз допустить подобной трагедии. Поэтому Он убирает у нас все сомнения. Какие это сомнения? Сомнения в том, спасусь ли я; сомнения в исполнении Божьих обетований в моей жизни; сомнения в моей пригодности в деле Божьем; сомнения в Божьей любви ко мне – все эти сомнения Иисус уже развеял: Он пригвоздил их к Голгофскому кресту. И если сегодня кто-то сомневается в Божьей любви и в собственной значимости, взгляните на крест: там Спаситель уничтожил ваши сомнения. Там мы можем оставить их. Можем ли мы сомневаться в Божьей любви после страшной казни Христа за наши грехи? Нет, нет и еще раз нет!

Так можем ли мы сомневаться?

От сомнений никто не застрахован, но нам нужно силой Божьей вести с ними войну и гнать их от себя. Дорогие друзья, в минуты сомнений давайте смотреть на Иисуса Христа, Который находится в той же лодке, что и мы. Давайте посмотрим на его покой, который Он сохраняет при любых обстоятельствах. Даже в жестокую бурю, Господь спокоен, чтобы, глядя на Него, успокоились и мы от наших переживаний. Он не обращает внимания на ветер и громадные волны – он полностью доверяет Небесному Отцу. Иисус бросает вызов стихиям мира тем, что спокойно спит на корме, где качка сильнее всего. Но Он всегда готов встать и усмирить бурю. Если мы вспомним о Нем, если воззовем к Нему, Он встанет на нашу защиту, протянет Свою руку и скажет ветру сомнений: «Умолкни, перестань!»

Будем просить Иисуса, чтобы Он даровал нам сил.

Будем просить Отца, чтобы Он даровал нам любви.

Будем просить Духа Святого, чтобы Он даровал нам веры.

И будем просить «нимало не сомневаясь» .