Структура урока физической культуры.

Регулирования физической нагрузки во время занятий физической культурой.

Физическая нагрузка - это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Следует понимать, что растущий организм школьника будет нормально развиваться только благодаря достаточной двигательной активности, благодаря физической нагрузке.

Результаты занятий физическими упражнениями напрямую зависят от правильно подобранной нагрузки, от ее объема и интенсивности.

Внутренняя сторона физической нагрузки характеризуется реакцией основных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, кровеносной) на проделанную работу. Одним из основных показателей реакции организма на нагрузку является пульс, или частота сердечных сокращений (ЧСС).

Величина нагрузки зависит от скорости и продолжительности физической работы. Чем больше нагрузка, тем больше частота дыхания и сердцебиения, потребление кислорода и расходование энергии. На основе этой зависимости на занятиях физической культурой можно регулировать физическую нагрузку, изменяя ее воздействие на организм. Регулирование нагрузки называется дозированием. Оно происходит за счет изменения количественных и качественных показателей в выполнении физических упражнений.

При занятиях физическими упражнениями рекомендуют к использованию несколько вариантов дозирования физической нагрузки:

  • изменение количества упражнений на занятии.
  • изменение количества повторений одного и того же упражнения.
  • изменение скорости выполнения упражнения.
  • изменение продолжительности выполнения упражнений.
  • изменение величины дополнительных отягощений на мышцы.
  • изменение продолжительности интервалов отдыха между упражнениями.

Травматизм на уроках по физической культуре.

-2

Повышенная травмоопасность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно-воспитательного процесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы, растяжения и др.). Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, подвижные игры и др.), позволяют исключить травмирование на уроках.

Так же причиной получения травм в процессе выполнения физических упражнений может стать: неудовлетворительное состояние места занятий, неисправное оборудование и инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая одежда или обувь, отсутствие страховки и самостраховки, чрезмерная нагрузка, нарушение врачебных требований, низкая поведенческая культура занимающихся. Таким образом, причины несчастных случаев кроются в нарушениях обязательных правил при проведении занятий по физической культуре и спорту.

Перед началом занятий по физической культуре необходимо провести разминку, которая подготовит опорно-двигательный аппарат к предстоящей нагрузке. Во время разминки мышцы приобретают способность совершать работу с большей амплитудой и с большей быстротой, В процессе этого снижается возможность получения травмы.

Частой причиной травм в процессе занятий бегом являются неровности грунта (бугры, ямки, рытвины), не подходящая для этого обувь. При выполнении упражнений на спортивных снарядах травмы могут возникнуть из-за влажных ладоней, при которых в любой момент можно сорваться и упасть. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов рекомендуется приземляться на гимнастические маты мягко на носки ступней, пружинисто приседая.

Требования,предъявляемые к одежде и обуви предназначенной для занятий физической культурой и спортом.

-3

Требования к одежде для урока физкультуры:

  • одежда должна быть чистой;
  • должна впитывать пот;
  • должна иметь длину, позволяющую выполнять свободно разные физические движения;
  • должна быть лёгкой и удобной.

На уроки физкультуры обычно требуется два вида форм:

  • длинная (для занятий на улице, или спортивных площадка);
  • короткая (для занятий в спортзале).

Короткая спортивная форма – это может быть шорты и футболка, майка и короткие лосины, топ и шорты.

Длинная форма — это может быть спортивные костюмы: спортивные брюки и футболка, длинные лосины и кофта, и т.д.

Важно правильно выбрать одежду и обувь для полноценных занятий физическими упражнениями. Одежда должна быть такой, чтобы её покрой и размеры не затрудняли дыхания, кровообращения, не стесняли движений. Воротнички, манжеты, пояса, резинки и другие детали одежды не должны быть тугими. Для занятий гимнастикой, подвижными и спортивными играми, лёгкой атлетикой в помещении зимой и для тренировок на свежем воздухе летом лучше всего надевать шорты, майку или футболку. Такая одежда не вызывает перегревания, так как хорошо пропускает воздух и впитывает с поверхности тела пот и не мешает испарению. В таких случаях, учитывая индивидуальные особенности, можно пользоваться также тонким тренировочным костюмом из хлопчатобумажной ткани.

В холодную погоду одежда для занятий физическими упражнениями должна иметь три слоя: нижнее бельё из хлопчатобумажной (льняной) ткани или термо-белье, сверху спортивный трикотажный костюм (шерстяной свитер и брюки). На голову надевают шапку, на руки - варежки.

Для защиты от сильного ветра поверх всего можно надеть лёгкую куртку. Обувь должна полностью соответствовать всем особенностям строения стопы и быть удобной в движении. Неудобная, тесная обувь с грубыми швами и складками ухудшает кровообращение и согревание стопы. Она вызывает ссадины, мозоли и потёртости. Зимой спортивную обувь надо надевать на шерстяной носок, под которым хорошо иметь ещё и тонкий из хлопчатобумажной ткани. Слишком свободная обувь тоже неудобна: она натирает кожу.

Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Бельё, прилегающее к телу, необходимо стирать после каждой тренировки. Загрязнённую и намокшую обувь очищают, просушивают и смазывают кремом. Хранить спортивную одежду и обувь надо в проветриваемом месте.

...

-4