Откуда появились "москали" и как к ним относились

481 прочитал
Москаль - не первую сотню лет служит идентификатором нескольких групп российского населения: житель Москвы, житель России, солдат России.

Москаль - не первую сотню лет служит идентификатором нескольких групп российского населения: житель Москвы, житель России, солдат России.
Понятие имеет сейчас слабую негативную окраску и употребляется для обозначения морально-нравственных черт объекта: обычно это алчность, склонность к обману и насилию, наглость и при этом трусливость при отпоре.

Само слово пришло из земель бывшей Речи Посполитой, раздел которой привел под российскую корону миллионы новых подданных, которые хотя и были славянского рода и православной веры, однако изумились сильным отличиям менталитета "московских людей" от своего! Отчего и появилось прозвище "москаль", на которое сами русские отвечали прозвищами "хохол" или "пшек", так как Украина и Польша были основными землями, где прозвище было в ходу.

Что интересно, русские были не поголовно москалями, но также и кацапами. К последним относили крестьян, купцов или рабочих, не слишком замечая у них каких-то ярких черт характера, кроме смешной привычки носить вислые бороды. Москалями же называли военных, чиновников, аристократов и промышленников, а также духовенство.

Что же такого углядели у русских их западные славянские соседи, что оказалось достойным целого обидного национального прозвища?
Надо сказать, что славянские народы существенно разошлись после набега монголов Батыя, где одна часть оказалась отрезана от другой и развивались независимо в рамках Улуса Джучи-Московской Руси и Польско-литовской Речи Посполитой.
Повторная встреча состоялась уже во времена, когда московиты воевали, жили и управляли во многом на манер тех же татар, научившись у них фирменным "приемам", что коренным образом отличалось от принятого в Украине и Польше.

Встречая московского военного, можно было удивится тому как с одной стороны он похож на жителей той же Киевщины, но с другой, как по-иному он ведет себя, мыслит и общается с окружающими.

Москаль - не первую сотню лет служит идентификатором нескольких групп российского населения: житель Москвы, житель России, солдат России.-2

  • Отмечалось, прежде всего, безжалостность, отсутствие эмпатии и сентиментальности, сколько характерной для украинцев, поэтому появилась поговорка: "Москаля на слезу не пробьёшь...", «Он без приданого не может даже полюбить»
  • А в Беларуси жители сделали вывод логический от предыдущего наблюдения - москаль охотно исполняет любой приказ начальника, даже если он аморален и жесток, ведь он равнодушен к чужой беде: "Набрали гэто маскалёў и напали на Асiлка. А ведамо, маскаль. Ему як прыкажуць, та ён и роднага бацьку зарэжэ !"
  • Замечали, что москали велеречивы, склонны преувеличивать и при этом вводить людей в обман: "Говорил москаль право и соврал браво", "Москаль как ворона и хитрее чёрта"
  • Кичливость, хвастовство, погоня за статусными "цацками" : "Москаль лыком кичится (хвастается) и под нос каждому с ним лезет"
  • Те же качества они обнаруживали и в бою, прикрывая бравадой и гонором, свое часто печальное состояние: "У москаля на грош амуниции, на десять – амбиции"
  • В Беларуси, местное население сомневалось в том, что русские одной с ними веры, хотя формально у них схожие ритуалы, уличая их в бесовсте. Подливало масло в огонь и разница в обрядах в церкви:
    "
    І астаўса маскаль у пекле, не хочэ ў небо, бо там вельмі ўсё светое .
    Ад чорта адхрысцісься, а ад Маскаля не адмолісься
    Мы не москале, каб спяваць Госпадзі памілуй "

В этом плане, даже русские старообрядцы, которые массово переселились в Беларусь, воспринимались населением как люди довольно далекие от христианства и праведности. Смирения, бедности и кроткости в них не было больше, чем у беларусов (тогда литвинов)

Раскольники, как наружностью, так одеждою, домашним бытом, резко отличаются от беларусов. Как вольные люди, они всегда были богаче, всегда отличались трезвостью и воздержанностью в жизни. В нравственном отношении раскольники, как свидетельствует беспристрастный знаток народа А. Сементовский, ниже беларусов. Раскольники не признают святости брака, мало дорожат брачными узами, женщины же не придают большой цены девственности и супружеской верности. Наконец, в уголовных преступлениях разбоях, грабежах, насилиях, воровстве, конокрадстве и т.д. раскольники гораздо чаще обвиняются, чем беларусы

Москаль - не первую сотню лет служит идентификатором нескольких групп российского населения: житель Москвы, житель России, солдат России.-3

  • Особенно выделялись общие законы Московского царства, весьма далекие от справедливости и общественного блага: "Велика Россия, а для правды места нет", "Москва на нищете построена, и нищетой кормленая","Москаль не велик человек, да страшен".
  • Вообще, любой москаль считался человеком лживым, глубоко развращенным и вороватым, чей язык полон чудовищных богохульств, а дела и слова резко расходятся, даже на фоне самых сомнительных местных жителей: "Плохой эстонец пьёт и ворует как русский", "Москалики що заздріли, // То все очухрали. // Могили вже розривають// Та грошей шукають", "Коли чорт та москаль що вкрали, то поминай як знали"

В частности, в 1840-х годах Р. Подберезский отмечал, что на территории беларуского Подвинья: осташи зимой, а булыни - перекупщики скота из пограничных москвинских уездов, втираясь в деревни, распространяют дурные привычки в семьи. Потому их люд и возненавидел .

Москаль - не первую сотню лет служит идентификатором нескольких групп российского населения: житель Москвы, житель России, солдат России.-4

В итоге, фольклор и сочинения видных писателей, например Тараса Шевченко, полны стенаний от вероломства москалей, погубивших их родную землю, её людей, от которых ничего кроме обмана и погибели нельзя ожидать.

Не любі ты, дзяўчоначка, маладых жа маскалёў
Яны скачуць, яны йграюць,
Гэтым дзевак падманяюць.
Яны твае белы ручкі,
Яны табе паламаюць
Яны твае златы кольцы,
Яны ў цябе пасымаюць
Яны тваё бела плацьце,
Яны табе замараюць
Яны тваю русу косу,
Яны табе паплутаюць:
Ох тады нас, дзяўчыначка,
З табой не абвянчаюць .

Тем ни менее, в русском крестьянине редко видели "клятых москалей", а лишь бессловесных "кацапов" рождавших и умиравших в оковах своих грозных сатрапов, к ним не было яркого негатива, но не было уважения.

Что интересно, чем далее на запад, тем понятие москаля становится все шире: охватывает русских вообще ,а затем и выходцев с востока Украины.
Негативный окрас при этом сохраняется.

У поляков называют русским подарком (ruski dar) такой, которого назад требует себе подаривший.

В итоге, негативный окрас понятия "москаль" имеет многовековую историю и куда более негативную, чем "хохол" или "пшек".

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Другие истории есть на нашем сайте

Аудиоистории на канале в Youtube

Купить сборник рассказов можно по ссылке