Добрый вечер, уважаемые читатели канал "Не хлебом единым"! В этом году 7 февраля (25 января ст.ст.) Церковь празднует память Новомучеников и Исповедников Российских, всех в годину безбожия за Христа пострадавших. В своей церковной жизни я столкнулась с тем, что новомученики почему-то никак не входят в нашу церковную молитвенную жизнь. Именно поэтому я и назвала свою заметку "неудобные святые".
Древние и новые мученики
Чем мученики первых веков христианства отличаются от современных, новомучеников XX в.? Ничем! Это единый сонм, единое воинство Христовых свидетелей.
Мученик ( с др.- греческого (μάρτῠρος) [ martiros ]) - свидетель, человек, собственной кровью запечатлевший веру в Воскресение Христово, веру в Страшный Суд и Второе Пришествие Господне и жизнь будущего века. Это свидетель вечности в жизни временной.
Мученики первых трех веков христианства свидетельствовали эти истины перед всем миром (тогда понятие цивилизованный мир ограничивалось границами Римской империи), который поклонялся множеству богов и стремился задобрить их всех, чтобы, как говорится, заручиться поддержкой и Аполлона, и Астарты, и Марса. Период поздней Римской империи характеризовался упадком веры, но обилием суеверия. Почтение к богам было формой патриотизма. На этом фоне мученики оказывались неблагонадежными гражданами.
Новомученики XX века умирали за имя Христово перед лицом безбожной власти, которая решительно отвергла веру в Бога как Единственного Управителя Вселенной. Верность правящей партии ВКП (б) проверялась в том числе в отказе от веры во Христа.
То есть древние и новые мученики умирали в одних и тех же условиях, за одну и ту же веру.
Причиной бОльшего почитания мучеников древних я считаю некую мифологизацию их житий, которая произошла отчасти из-за того, что они жили очень давно, отчасти из-за того, что сам формат жития предлагает нам словесную икону, в которой теряются индивидуальные черты. Со временем в народном сознании некоторые черты гипертрофируются, и мы получаем некоего полубога, который как будто и не жил на земле.
Мы просим Пантелеимона об исцелении, Екатерину о помощи в учении, Вонифатия об избавлении от пьянства. Каждый святой у нас "заведует" своей областью. В этом (до определенной степени) нет ничего плохого.
Но вот с новомучениками так не получается! Они у нас пока "не заведуют" никакими житейскими нуждами (разве что только святитель Лука Крымский - новый целитель).
Может быть потому, что святых уже "хватает", и старые как-то "надежнее", но икон Новомучеников в храмах крайне мало. Молебнов им (кроме Царской семьи и Елизаветы Федоровны) не заказывают. В дни их памяти (даже Царской семьи! если это не Екатеринбург) народа мало.
Неудобные святые
Главным принципом построения нового коммунистического общества было безбожие. Безбожие именно в христианском смысле, то есть противление Христу, ненависть к Богочеловеку и замена Его человекобогом Лениным.
Новомученики не просто не вписывались в картину "нового дивного мира", а были бельмом на глазу советской власти. Они категорически не принимали идеала нового "советского" человека. А идеал этот прост - "рай" на земле, построенный на вере в коммунистическую "троицу" - Маркса, Энгельса, Ленина. Такой домашний, простой, колхозный "рай", где у человека есть все необходимые земные блага.
(Я сейчас не хочу обсуждать и тем более осуждать экономическую политику СССР. История этого периода жизни нашего государства противоречива. Сейчас я говорю только об идеях, заложенных в основание).
Я хочу поставить (в том числе для себя) вопрос: стоит ли сытая и комфортная жизнь среднестатистического советского человека его бессмертной души?
Порядка 200 млн (только официально) абортированных детей, лишенных Крещения, миллионы взрослых, умерших некрещенными, неотпетыми, невенчанными! Тысячи братьев и сестер, родителей и детей, которые в гневе проклинали друг друга на почве приверженности новой власти.
Все они умерли, но страшно представить себе их посмертную участь...
Так вот, Новомученики не хотели себе такой участи. Они предпочли исчезнуть, быть стертыми из истории страны, из народной памяти, даже в Церкви они почти не видны. Они выбрали не быт, но БЫТИЕ. Может быть поэтому нам немного стыдно просить расстрелянных, распятых, утопленных в нечистотах святых о житейских нуждах?
(Хотя, неужели святитель Патриарх Тихон не исцелит болящего? Священномученик Илларион Верейский не поможет в учении? Митрополит Серафим (Чичагов) не благословит труд художника?)
А теперь представим, что среднестатистический советский современный человек - это я или ты. Нам тоже по-своему комфортно, и мера нашего комфорта превышает то, что имели наши деды и отцы в СССР. Нас никто не гонит. Мы свободно и довольно вяло исповедуем свою веру, она теперь, как на Западе, "личное дело каждого". И, возможно, недалеко то время, когда перед нами, как и перед нашими недавними предками встанет вопрос: вера или хлеб?
Так может быть, мы мало молимся Новомученикам, потому что боимся их? Или их участи? Не хотим думать о перенесенных ими лишениях? О так рано (у многих), так страшно оборванной, совсем не устроенной жизни, загубленной карьере?
В этот день хочется попросить всех явленных и неявленных новомучеников помолиться о нас и помочь пройти житейское поприще по возможности как можно меньше цепляясь за землю, "по касательной", не прельститься ни коммунистическим, ни капиталистическим "раем". Мир в любом случае скоро кончится, будем помнить об этом, глядя на их святые лики...