-Они на нас смотрят! Ой, мамочки, сматываемся!
Фррр! Прыснули по кустам, несемся, не разбирая дороги. Я так напугана, что про себя без остановки называю всякими плохими словами Наташку. «Мы тихонько издалека посмотрим, не заметят, - страшным полушепотом убеждала она нас накануне, делая большие глаза. – Точно говорю, свечки горят и тетки поют что-то непонятное. Сама видела! Меня Ванька туда водил!» Ванька – это старший брат, лет пятнадцати. Мы же – дворовая компания в возрасте от восьми до двенадцати. Любопытство в этом возрасте кого угодно уложит на лопатки.
«Мааам, -врываюсь домой. – Я такое видела! Что это там, а?»
Атеистической нашу семью не назовешь. В каком точно возрасте меня покрестили, не скажу. В детстве. Хорошо помню батюшку, отрывочно - то, как все происходило в чьей-то квартире. Мне строго-настрого запретили об этом рассказывать, дело было в семидесятые годы. История, с которой я сегодня начала, приключилась в 1979. Чего я испугалась тогда? Да просто неизвестного и непонятного. Пришлось маме, которая откладывала многие разговоры до того, как я стану постарше, нарушить свои установки.
Водила наш дворовый отряд Наташка на Дальнюю пустыньку – место, связанное с одним из самых почитаемых на Руси святых, Серафимом Саровским. В советские времена там не было никаких строений, вот и собирались верующие прямо под открытым небом. Вроде бы среди них - одна из монахинь закрытого на тот момент Серафимо-Дивеевского монастыря.
Дальняя пустынька – место в лесу, на берегу реки Саровки. Там преподобный провел в уединении, молитве и молчании почти шестнадцать лет (1794-1810 гг.) Поселился батюшка Серафим в келье, построенной из сосны. Огородничал, для чего вырыл колодец, который сохранился до сих пор.
Заготавливал батюшка Серафим дрова, укреплял берег реки. Рассказывают, что тысяча дней и ночей прошла для преподобного в коленопреклоненной молитве: ночью - на огромном гранитном камне, днем – на камне поменьше в келье.
После смерти Серафима Саровского келью на Дальней пустыньке разобрали и перевезли в Дивеево. В начале 1890-х дом восстановили, но отличный от того, что был при жизни преподобного. Со временем не стало и этой кельи.
Тот вид, который Дальняя пустынька имеет сейчас, она начала приобретать в 1991 году – был установлен памятник, изготовленный скульптором Вячеславом Клыковым, народным художником РФ. Он, кстати, уроженец Курской области (батюшка Серафим родился в Курске).В 2000 году появилась часовня, в которой проводятся службы, в 2004 восстановили келью по образцу 1890-х годов.
Мне сегодня дойти до Дальней пустыньки – минут пятнадцать-двадцать лесом. Сейчас, когда свободного времени гораздо больше, чем прежде, отправляюсь туда и когда в душе все сложно, и в равновесном состоянии.
Так хорошо там становится, что даже не знаю, как это выразить словами. В теплое время года могу на лавочке больше часа просидеть– просто помолчать, подумать о разном. Если и было муторно на душе, вся эта тень на плетень исчезает куда-то. Как-то внутренне крепче становишься.
Конечно, на Дальней пустыньке стремятся побывать все гости нашего города. Но погостить у нас большая удача: дело в том, что живем мы на закрытой территории – в ЗАТО (закрытом административно-территориальном образовании). Так что большинству людей Дальняя пустынька доступна только в рассказах очевидцев и на фото.
Если интересно было почитать – посмотреть, поставьте лайк. Буду рада подписке на свой канал.