Найти тему
Мочки Озабочки

"Реальные цели, новые перспективы". Анализ программы Улугбека Марипова

Данная статья  это независимый анализ программы нового премьер-министра республики Кыргызстан Улугбека Марипова.

Хотелось бы начать с того, что программа содержит множество орфографических и синтаксических ошибок и ее принятие парламентом, как основного направления развития республики , наиболее четко отражает компетентность наших чиновников.

Улугбек Марипов
Улугбек Марипов

Полный текст программы вы сможете найти по ссылке: https://economist.kg/2021/02/04/vyrvatsya-iz-lovushki-bednosti-opublikovana-programma-novogo-pravitelstva-polnaya-versiya/

Программа развития государства оказалась на удивление короткой.  В ней нет ничего о развитии туризма, реформе правоохранительной системы и борьбе с организованной преступностью. Попробую изложить кратко, почему это так важно.

В первых главах программы Марипов пишет о текущем положении дел, об ухудшении инвестиционного климата и оттоке капитала. Давайте прямо скажем причину ухода инвесторов, это постоянная нестабильная политическая ситуация на протяжении всей истории независимости республики. Инвестиции любят стабильность, инвесторы должны понимать что их бизнес и вложения защищены. Передача власти должна быть мирной, а основы государственной системы устойчивы. Будущее нашей республики должно быть предсказуемым и стабильным. Это первый критерий инвестиционного анализа.  Поэтому в нашем случае каждая революция отбрасывает нас назад на десятилетие.  Защита государственного строя — прямая обязанность правоохранительных служб и органов государственной безопасности. Нам нужна реформа, полиция должна быть способной отразить все попытки государственного переворота. Лучшими примерами для нас должны являться опыты России, США и стран Евросоюза, где даже сотни тысяч демонстрантов не является угрозой для государственности.

Не буду долго останавливаться на развитии туризма, по многочисленным исследованиям туристический потенциал в Киргизии НЕ РАСКРЫТ. Мы должны уделить больше внимания развитию пляжного отдыха, пешего туризма и альпинизма.

Очень важным, на мой взгляд, также является борьба с организованной преступностью. Киргизию и на западе и на востоке называют криминальным мафиозным государством. Об этом говорил даже Барак Обама. Основными доходами этих элементов является наркоторговля и рэкет. Но мы должны понимать, что развитие малого и среднего бизнеса невозможно при двойном налогообложении (от государства и ОПГ). К тому же именно эти криминальные элементы, основная причина государственных переворотов.

Игнорирование в программе этих пунктов делает невозможным устойчивое развитие Кыргызстана.

Реформа системы управления в Программе "Реальные цели, новые перспективы"

Безусловно, сокращение штата государственного аппарата и ее оптимизация является хорошим шагом. Однако, на сегодняшний день оптимизация выглядит лишь как прикрытие для наделения Президента большими полномочиями. Практических шагов в программе не представлено.

Премьер также предлагает ввести показатели эффективности для государственных служащих, но сами показатели и система подсчёта не представлена. Возможно это было бы полезно для глав регионов, где главным критерием может стать уменьшение уровня эмиграции .

Также в программе предлагается ввести систему оплаты труда за результат, считаю премьер-министр занимается популизмом, так как на бюджетных местах в большинстве случаях это невозможно.

В программе указано что новая кадровая политика будет строиться по принципу меритократии (власть достойных), и все профессиональные требования и навыки к кандидату на государственную должность будут закреплены законодательно. Это лишь применимо к выборным должностям (главе государства и депутатам) и лишь только к требованиям (отсутствие судимости, военная служба, возраст, гражданство). Однако законодательное закрепление компетентности и профессиональных навыков противоречит Конституции и уничтожит рыночную конкуренцию кадров. Государственная служба станет уделом избранных.

Программа модернизации экономики

Этот раздел страдает тем же, что и все остальные, льется водичка, без указания практических шагов.

Не могу не отметить отдельно идею Премьер-министра о реструктуризации внешнего долга. Механизм конверсии. Вместо выплаты денег кредиторам, Марипов предлагает выделить эти средства на мероприятия по охране окружающей среды. Разумеется, в случае с нашей республикой, ситуация когда выделяются сотни миллионов долларов на защиту окружающей среды представить сложно. Поэтому перевод текста на человеческий это "Я предлагаю долг не возвращать".  Закрепление "реструктуризации" в программе опасно. Это неизбежно понизит кредитный рейтинг государства, вследствие чего вырастет процент по обслуживанию внешнего долга. В будущем это негативно скажется на кредитной репутации государства, условий будущих займов, и может спровоцировать отказ сотрудничества международных финансовых институтов с республикой из-за риска не возврата и неблагонадежности Заёмщика.

Также в разделе Модернизация экономики отмечен слабый потенциал внутреннего рынка, и предлагается главным ориентиром правительства сделать развитие экспорта, с чем я полностью согласен. Однако методы указанные в документе вызывают сомнения. Документ предполагает, что правительство будет заниматься продвижением киргизских товаров, маркетингом, и не исключается даже создание Агентство по экспорту.  Я считаю что данные шаги излишни, более того принесут больше вреда чем пользы. Объясню почему. Каким образом государственный аппарат обеспечит непредвзятое продвижение в конкурентной области? Например в текстильной промышленности, где на внутреннем рынке десятки игроков. Равномерное и непредвзятое сопровождение каждого - невозможно.  Государство таким образом создаст еще одну коррупционную нишу и монополии, так как реализация товара будет возможна лишь через административный ресурс. Намного эффективнее рыночная конкуренция. В таком вопросе лучше положиться на опыт Китая в развитии экспорта. Это субсидирование цифровых платформ, где малый и средний бизнес Киргизии сможет реализовывать свою продукцию оптом. Лучшим примером служат AliBaba, TaoBao, AliExpress и т. д. Люди со всего мира могут заказать с доставкой оптом или в розницу товары китайского малого, среднего и крупного бизнеса. Появление такого сервиса в Киргизии обеспечит рыночную конкуренцию, а правительству нужно будет продвигать не каждый товар или организацию отдельно, а лишь платформу, где представлены все продукты киргизских предпринимателей.

Также Марипов предлагает для "добросовестных" предприятий ввести ускоренные и упрощенные внешнеторговые процедуры. Не согласен! Такие процедуры нужно вводить для всех. Во-первых, это исключит коррупционную составляющую. Понятие "добросовестность" очень размытое и попадание в этот список будет выставлено на продажу. Во-вторых, государство , целями которого является ориентация на экспорт, просто обязано упрощать подобные процедуры.

Очень забавный пункт по поводу стимуляции модернизации производства. Цитирую - "Предприятия, вынужденные простаивать на период технологической модернизации, будут освобождены от уплаты соответствующих налогов. " Такое же мошенничество, как и с внешним долгом.  Ведь при простое предприятия не ведется торговля, а значит нет НДС, а раз нет деятельности, то нет и налога на прибыль. Так от каких "соответствующих налогов" Премьер предлагает освободить бизнес. Стимулирующие рычаги в данном направлении очень сомнительны.

Также очень сомнительным является уход от оклада, в пользу почасовой оплаты. Таким образом Премьер-министр неизбежно снизит налогооблагаемую базу. Минимальный оклад — это минимальный уровень жизни гражданина, при столь высокой безработице, в выигрыше будет лишь работодатель, а простой человек будет в трудовом рабстве.

Раздел "Развитие человеческого капитала" не заслуживает внимания. Весь текст похож на предвыборную компанию Берни Сандерса: больше пенсии, больше школ, больше зарплату учителям, больше зарплату врачам, больше денег инвалидам, освобождение от налогов и так далее. Как говорит Путин - "Скучно, девочки". Один сплошной коммунистический социалистический популизм. Ничего конкретного.

В разделе "Стратегия максимальной интеграции в международные экономические процессы" документ отмечает строительство железно-дорожного сообщения Китай-Киргизия-Узбекистан. Однако это строительство обсуждается с 2009 года, более 11 лет, и надеяться на реализацию этого проекта в ближайшем будущем не стоит. Ведь именно Киргизия была причиной заморозки строительства. Руководство государства не могло договориться с руководством КНР по ширине колеи, притом что все финансирование проекта подразумевалось за счёт средств Китая, а это более 1,5 млрд. долл. Учитывая что поступление в бюджет от транзита через территорию республики оценивается в 200 млн. долларов, столь медленная работа государственного аппарата является преступлением.

Раздел "Новая энергетическая стратегия" описывает критическую ситуацию в энергетическом секторе Киргизии. Огромные долги, коррупция, изношенность оборудования больее чем на 80%. Каждое новое руководство обещало реанимировать, модернизировать, вывести в плюс. Выделялись деньги на развитие, а проблема всё та же. Все шаги, указанные в докладе уже пробовались, деньги были украдены или использованы нецелесообразно. Документ копирует стратегии предыдущих администраций. Единственный выход это полная приватизация частным сектором всего энергетического сектора страны. Государство должно выставить на аукцион свои энергетические активы. Частный бизнес наладит производство, и модернизирует линии. Государственное управление неэффективно, 30 лет независимости это показало.

Вывод

Данная программа развития государства, по факту программой не является. Складывается ощущение, что программа была написана наспех. Винегрет из предложений, при полном отсутствии практических шагов. Этот документ является лишь популистским проходным двухстраничником , обязательной бюрократической процедурой. Но до плана развития ему далеко. Особо хочу отметить, что увеличение бюджетной нагрузки возможно лишь с увеличением налогооблагаемой базы. В противном случае все это приведет к займам , которые в свою очередь будут тормозить развитие государства.

Руководство Киргизии должно подробно изучить опыт Израиля в развитии экспорта, при таком же маленьком внутреннем рынке, государство стало одной из самых сильных экономик мира. Возможно необходимо изучить опыт Грузии в борьбе с ОПГ.

Автор: Арслан Керимбердыев