Все в стране понимают, что пришло время глобальных изменений в экономике! Все кроме либерально-экономического блока, который то курс рубля обрушит по указке МФВ, то на триллион рублей бюджет не исполнит (причем с завидной стабильностью), то деньги на питание детям зажмет.
Недавно мы видели как наш МИД наконец-то показал зубы, да аж так, что европейская дипломатия присела и несколько дней думала как ответит. Хотя о чем это я, они звонили в Вашингтон и спрашивали как же так и что теперь делать.
А раз процесс на восстановление нашего суверенитета пошел полным ходом, то пора и экономикой заняться, обеспечить достойную работу и зарплату, хорошую пенсию, новые производства, развитие высокотехнологических отраслей.
Что, на мой взгляд, нужно изменить в нашей экономике для существенного прорыва:
1. Принять конкретный поэтапный план реформ развития с указанием сроков и исполнителей, несущих персональную ответственность. Необходимо широко привлекать и наделять полномочиями специалистов, не отягощенных старыми неэффективными практиками и косностью мышления ( типа «это противоречит западным экономическим теориям!», «на западе нас не поймут!» и т.д.) При этом нужно учитывать опыт полностью провалившихся, так называемых, Ельцинских «младореформаторов» 90-х годов, связанных с олигархатом.
2. Кадровая политика имеет огромное значение. Пора создать на основе советской науки новые институты развития, в уже имеющихся лидирующих технических вузах помочь развить сильные экономические направления на основе технических наук (сильные прикладные кафедры для дела, а не для нытья), а такие вузы как ВШЭ (созданная в 1992 г. Е. Гайдаром и отвечающая за крах экономики России в 90-е годы да и сейчас) и подобные, воспитывающие на основе западного капитализма должны уйти в небытие вместе с ним!
3. Разработать систему материального стимулирования. При большой ответственности за результат, оплата труда должна быть очень высокой и в тоже время подконтрольной обществу ( а не тот «беспредел», который существует сейчас в гос. корпорациях). При этом высокие зарплаты на руководящих должностях должны быть привязаны к успехам и зарплатам рабочих в конкретных отраслях.
4. Под исполнение разработанных планов развития произвести изменения структуры министерств и ведомств.
5. Установить дифференцированный подоходный налог (НДФЛ) (не более 30%). Различный НДФЛ для бедных и богатых – мировая практика. Тем более сейчас наша налоговая пропагандируется как лучшая в мире, а значит уйти в тень доходам уже не удастся (именно это останавливало правительство от различного НДФЛ раньше).
6. Усилить контроль за утечкой капитала за рубеж. Запретить необоснованный вывод заработанных в России (в т.ч. сомнительным способом) денежных средств. Приватизированные в 90-е годы компании, эксплуатирующие национальные природные ресурсы, должны все свои доходы вкладывать внутри страны. В противном случае, необходимо поднять вопрос об их национализации.
7. Кардинально пересмотреть роль Центрального банка, устранив его зависимость от западных финансовых структур. Обязать ЦБ обеспечить устойчивость и предсказуемость национальной валюты, ввести ответственность для руководства. Наращивать долю золота и других ценных металлов нужных в производстве в золото-валютных резервах, в т.ч. значительно уменьшить продажу золота за рубеж.
Кроме этого надо нарастить инвестиции в реальный сектор. Для этого банки должны 70-80% своей активности уделять инвестированию в наши предприятия, причем под процент не выше ставки ЦБ +0,2-0,5%, а ставка ЦБ не должна превышать 2-5%.
8. Пересмотреть свое участие в международных экономических, политических и прочих организациях, которые действуют не в интересах России, а часто против нее. Такие как МВФ, Всемирный банк, ВТО, ОЗХО, ПАСЕ, ОБСЕ, ВАДА и т.д. В подавляющем большинстве таких организации в руководстве находятся представители западных стран. Мнение России не учитывается, а немалые взносы нашей страной регулярно перечисляются. Нужно объективно оценить какие выгоды получает Россия от своего участия в договорах и интеграции (например, ВТО, ЕАЭС, ОДКБ и т.д.) России не нужно бояться изоляции. Тому пример США, которые когда им нужно, спокойно выходят из всех организаций и договоров.
9. Усилить борьбу с коррупцией. Для этого составить и утвердить законом детальный перечень коррупционных проявлений, причем, в разрезе конкретных видов деятельности (правоохранительной, муниципального управления, строительства, медицины, госзаказы и т.д.) с привязкой к наказанию.
10. Взять курс на децентрализацию экономики. Страна сильна только когда сильны все ее регионы. Развитие регионов не возможно без транспортной инфраструктуры. Сейчас ее строительство идет абсолютно не приемлемыми темпами. И это при том, что качество наших дорог значительно хуже, а себестоимость в несколько раз выше (в среднем 12 млн.дол. за километр против 6 млн. дол. в Канаде, со схожим климатом). А бесконечный ремонт «съедает» все деньги, что говорит об очень большой коррупции в области строительства и ремонта дорог.
11. Стержнем и движущей силой мощного экономического роста должно стать прямое государственное инвестирование (ПГИ) в ключевые промышленные и инфраструктурные проекты. Суть ПГИ несколько похожа на опыт Китая с той разницей, что Китай на начальном этапе опирался на огромные иностранные инвестиции. У нас, в силу известных причин, на это рассчитывать не приходится. Более того, нас все больше будут отрезать от современных технологий и оборудования. Опыт последних 30 лет показал, что отечественный частный капитал, к сожалению, не в состоянии создавать в России крупные производства (за исключением сырьевых). Таким образом, именно государство должно организовать и финансировать прорывные точки роста, которые неизбежно создадут мультипликативный и синергетический эффект на всю страну. К точками роста можно отнести создание (либо кардинальная модернизация существующих) производств: по изготовлению элементной базы в электронике, производство средств производства ( в т.ч. поточных линий, промышленных роботов и т.д.), компьютерного и телекоммуникационного оборудования ( в т.ч. сотовые телефоны), строительной и дорожной техники и т.д. Необходимо срочно создать собственную операционную систему на замену американской. Финансирование данных программ должно осуществляться в очень больших объемах исчисляемых триллионами рублей. Средства в стране есть в виде лежащих мертвым грузом валютных резервов, ФНБ и т.д. В дальнейшем, после запуска проектов, вложенные деньги с лихвой возвратятся государству (приватизировать или нет созданные производства, государство решит позднее). При проведении такой реформы, почему бы не использовать принцип как при строительстве кораблей, когда назначается « Главный строитель корабля», ведущий процесс от нулевого цикла до окончательной сдачи заказчику. Т.е. строительство конкретного завода осуществляет представитель государства с самыми широкими полномочиями.
12. Успех любого дела такого масштаба зависит от того поддерживает ли его население страны. Поэтому нужно самое широкое информационное обеспечение, как по разработке планов, так и по их исполнению.
А что бы вы предложили для кардинальных перемен?