14 января губернатор Петербурга Александр Беглов побывал в Мариинском театре на концерте, посвященном памяти выдающегося дирижёра Мариса Арвидовича Янсонса, мировой знаменитости, художественного руководителя и главного дирижёра Симфонического оркестра Баварского радио. «На протяжении всей жизни он оставался верен нашему городу, считал себя петербуржцем. Здесь он получил музыкальное образование и стал тем Марисом Янсонсом, которого знает и помнит весь мир», - сказал Александр Беглов.
Марис Янсонс родился 14 января 1943 года в оккупированной немцами Риге и первые полтора года жизни провёл вместе с матерью в укрытии. Все его родственники по материнской линии погибли в гетто. Переехав из Риги в Ленинград в 1956 году, сделал 49 ошибок в первом диктанте по русскому языку и, почувствовав более высокие требования музыкальных педагогов, стал максимально организованным и ответственным, стремясь доказать себе и другим, что он самостоятельная личность, а не просто сын дирижёра Арвида Янсонса. Лишь став лауреатом Международного конкурса Фонда Герберта фон Караяна в 1971 году, он преодолел этот комплекс.
Во всех интервью дирижёр называл Петербург главным городом жизни, подчёркивая, что, хотя работает за границей, из Петербурга не уезжал и не уедет никогда. Коллеги вспоминают дирижёра как безумно весёлого человека, ценившего юмор. Каждый концерт он начинал с улыбки, которой одаривал оркестрантов, повернувшись к ним лицом после поклона публике. К музыке относился чрезвычайно серьёзно и к каждому выступлению тщательно готовился, продолжая дирижёрскую традицию отца и его учителя Е.А.Мравинского, считал петербургскую дирижёрскую школу лучшей в мире.
Когда 1 декабря 2019 года жизнь дирижёра внезапно оборвалась от сердечной недостаточности, это произошло в Санкт‑Петербурге в его квартире в Толстовском доме, музыкальный мир почувствовал невосполнимую утрату и откликнулся многочисленными интервью коллег, учеников Мариса Янсонса и музыкантов оркестров, с которыми он выступал. Чтобы написать статью пересмотрела и переслушала эти записи.
Музыканты отмечали точность, спокойную требовательность, партнёрский стиль отношений дирижёра с ними. Его любили и почитали как признанного мастера, но также и как душевного интеллигентного человека. Сам Янсонс говорил, что диктаторство, как это было во времена Тосканини, теперь невозможно, но и заигрывание дирижёра с оркестрантами недопустимо. Музыканты тонко чувствуют нюансы, задача дирижёра “заставить всех сыграть так, как хочешь ты”.
"Неоконченная симфония" назывался концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (СПбГАСО), посвящённый памяти Мариса Янсонса, прошедший 14 января во Дворце князей Белосельских-Белозерских.
Дирижировал специально для этого концерта примчавшийся на машине из Чехии руководитель Национального оперного театра имени Л.Яначека в Брно Петер Феранец, окончивший в 1985 году Ленинградскую консерваторию по классу Мариса Янсонса, которого чтит как второго отца. Переговоры шли давно, однако из-за пандемической преграды до последнего момента не было уверенности, сможет ли дирижёр приехать в Петербург.
Феранец прибыл 11 января и провёл всего 3 репетиции. При нынешней напряжённой жизни для хорошо знакомого оркестра этого достаточно (Феранец был главным дирижёром и художественным руководителем СПбГАСО в 2015-2016 гг), но так же, как и Марис Янсонс, Феранец привык долго готовиться к концерту, погружаясь в его разнообразную программу, и волновался, зная, что в зале немало коллег музыкантов Петербурга.
Программа разнообразная и изысканная: в первом отделении увертюра к "Дон Жуану" Моцарта и скрипичный концерт Ф.Мендельсона. Солист Чингиз Османов - близкий оркестру музыкант: с 2013-го он был концертмейстером СПбГАСО, а ныне основатель и художественный руководитель коллектива "Симфониетта Санкт-Петербурга".
Во втором отделении симфония №104 Йозефа Гайдна - Лондонская, написанная в 1895-м, одна из вершин симфонизма XVIII века, и "Неоконченная симфония" Франца Шуберта, давшая символическое название всему концерту.
Концерт прошёл с огромным успехом, чувствовалось единение оркестра и дирижёра, казалось, что музыка льётся из-под палочки и как будто из кончиков пальцев дирижёра. Так случается очень редко и тем памятнее такие концерты. Когда Гайдна исполняли, прекрасные паузы в абсолютной тишине зала с проникнувшейся духом зрелого гения XVIII века публикой ничем не нарушались. Обратила внимание на особенности манеры дирижёра - в определённые моменты он поворачивался к вступавшим музыкантом всем корпусом, перекладывал палочку в левую руку, а правой дирижировал всей кистью, подчёркивая плавность мелодии. Всё это напоминало манеру Мариса Янсонса, иногда и вовсе без палочки плавными жестами "возвышавшего дух над этим миром”.
Пару фрагментов из симфонии Гайдна записала: финал первой части
и кусочек из танцевальной третьей
И, к счастью, успела записать финал симфонии Шуберта, после которого повисла необходимая пауза до взорвавшихся аплодисментов
Всё получилось по желанию дирижёра - неоконченная песня жизни прервалась неожиданно на полуслове...
Все фото с концерта 14.01.2021 в альбоме https://vk.com/album-42430910_276992768