Заранее предвидя нападки «антикапиталистов» всех мастей, категорически заявляю, что лично я не являюсь апологетом капитализма. Ни с интеллектуальной, ни с моральной точки зрения. Мне абсолютно очевидны его многочисленные недостатки и пороки, самым отвратительных из которых можно считать неистребимый грех корыстолюбия, практически всегда побуждающий предпринимателей использовать даже кратковременные конъюнктурные выгоды с максимальной для себя финансовой выгодой, невзирая на возможный ущерб для потребителей.
За примерами далеко ходить не надо: нынешняя пандемия COVID-19 уже привела к созданию нового поколения фармакологических баронов, которые через год-другой вполне смогут конкурировать состояниями с королями интернета. Но если капитализация IT компаний обусловлена сверхмассовостью оказываемых ими услуг, то медики работают по старинке = за счет банального роста цен. В наши дни аптеки ценами уже приближаются к дорогим бутикам, а то и к ювелирным магазинам. А появление на рынке препаратов, одна инъекция которых стоит 200 млн – это, разумеется, вообще издевательство над злравым смыслом, над любыми представлениями о «разумной цене» (fair price). И нет никаких сомнений, что этим и им подобным сверхжадным господам плевать на то, что именно их действия серьезно подрывают престиж свободного предпринимательства в современном мире, весьма осложняя его нормальное функционирование.
Все это так. Но это ни в коей мере не оправдывает существование глобального, всемирного заговора по дискредитации и очернению самой идеи «капитализма». Заговора, который вот уже полтора века поддерживается миллионами перьев, говорящих голов и десятками миллионов разного рода публикаций, как правило, не очень высокого интеллектуального уровня. Главная задача этого заговора заключается в стремлении убедить большинство населения земли в том, что хуже «капитализма» ничего нет и быть не может и что он по своей сущности вообще не имеет никакого права на существование.
Понятно, что большая часть подобных утверждений – чудовищная ложь. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «капитализм» с рабством. Мало кто будет отрицать, что как общественный строй рабство – кошмарное варварство. Тотальное физическое насилие: цепи, бичи, безжалостные надсмотрщики. Но при этом ни один серьезный историк и просто неглупый, образованный человек не станут отрицать той прогрессивной роли, которую рабство сыграло в истории цивилизации.
Во-первых, как только в целом ряде древних государств стало выгодным использовать рабский труд, завоеватели перестали бессмысленно истреблять пленных, предпочитая сбывать их на невольничьих рынках. Во-вторых, рабовладение избавило часть элиты от необходимости тратить свою жизнь на добывание хлеба насущного. Аристократия Египта, Индии, Персии, Китая и прежде всего Древней Греции и Древнего Рима смогла большую часть свободного времени посвящать совершенствованию своего боевого мастерства, спорту, наукам и искусству. Это и предопределило расцвет античной эпохи, заложив основы всей современной науки и культуры. По крайней мере, в Европе.
Дары, принесенные нелюбимым многими «капитализмом» на алтарь нынешней цивилизации, фактически неисчислимы. Именно «капитализм» явился создателем современного товарного изобилия и еще вчера совершенно немыслимых технологий и научных достижений. Даже сам Карл Маркс – создатель антикапиталистического заговора, посчитал возможным публично признать достижения буржуазного способа производства, ошибочно полагая, что «капиталисты» сделали все эти открытия по той простой причине, что оказались первопроходцами на неизведанных ранее территориях, что их роль была в целом пассивной, что они всего-навсего открыли то огромное количество энергии, которое прежде скрывалось в недрах общественного труда. По мысли основоположника, «капиталисты» наткнулись на рог изобилия, который осыпал общество невиданными прежде богатствами и который отныне должен все полнее и полнее удовлетворять потребности людей, не требуя более от них ни особого усердия, ни рвения, ни преданности делу.
В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс, в частности, заявил: «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествующие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для пароходства, целые, словно вызванные из-под земли массы населения, - какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!»
еРР Конечно, Маркс перечислил далеко не все даже из основных достижений «капиталистического» способа производства. Но и этого с лихвой хватает для того, чтобы по достоинству оценить реальный вклад в экономику и в историю человеческой цивилизации, уже внесенный «капитализмом». Без изобретательности, упорства и неукротимой энергии раскрепощенного городского населения Западной Европы и США производительные силы еще многие столетия не просто бы «дремали» в недрах общественного труда, но и спали бы в них беспробудным сном, как они делают это сейчас во многих недоразвитых странах.
Казалось бы, огромное спасибо буржуям – городским «капиталистам» и огромное им уважение за их кипучую хозяйственную деятельность. Но не тут-то было! Со всей страстью своего «мавританского» темперамента Маркс клеймит «капитализм» за то, что, создавая материальное изобилие современного мира, он создает новую систему классового расслоения общества. Выходит, что научно-технический прогресс, постоянно совершенствуя и приумножая производительные силы социума при «капитализме», в то же самое время играет роль фактора общественного регресса, усиливая материальное и, соответственно, социальное неравенство. Процесс исторического развития как бы расщепляется, порождая глубокое противоречие: общество одновременно стремится двигаться в двух противоположных направлениях: как вверх, так и и вниз по лестнице, вроде бы рассчитанной на подъем. И нет сомнений, что периоды нестабильности или даже турбулентности, время от времени возникающие в экономике «капиталистических» стран, в значительной мере вызываются именно данным противоречием.
Но как бы там ни было, присмотритесь к маркам своих компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов и других, принадлежащих вам гаджетов, к названиям фирм, выпустивших большую часть бытовой техники, которой вы пользуетесь, автомобилей, заполнивших наши дороги и улицы, к брендовой одежде или к хозяйственным товарам и даже к продуктам питания на полках наших магазинов. Даже те из образцов, что были произведены в нашей стране, изготовлены в основном по лицензии и на импортном оборудовании. Отрицать это могут только слепые или совсем уже замороченные глупцы. О чем все это свидетельствует? О том, что, как бы ни изгалялись ненавистники «капитализма», именно массовое товарное производство, созданное «капитализмом», и в наши дни является основным способом производства, во много раз превосходя все остальные архаичные его способы, которые по тем или иным причинам кое-где еще сохранились (натуральное производство, ручное производство, коммунальные виды хозяйства и т.д. и т.п.). И по большому счету именно данное обстоятельство и делает «капитализм» одной из главных научных проблем современности.