Найти тему
Ломая копья

При реставрации храма в Карнаке многотонные блоки передвигали вручную. Но это доказывает, что так пирамиды не строились

"Так вот откуда взялась эта неимоверно оптимистичная теория строительства египетских пирамид с помощью веревок и пандуса", - подумал я, рассматривая фотографии 1909 года, сделанные Жаном Капартом на реставрационных работах храма в Карнаке. Фото начала прошлого века были недавно выставлены на сайте SURA Project после их оцифровки. А до этого хранились в фотоархивах первых лет египтологии в Королевских музеях искусства и истории в Брюсселе.

Большой гипостильный зал в Карнаке. Автор: Daniel Csörföly - Photos taken by Daniel Csörföly, Budapest, Hungary, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1899308
Большой гипостильный зал в Карнаке. Автор: Daniel Csörföly - Photos taken by Daniel Csörföly, Budapest, Hungary, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1899308

Всего фотографий около 7000 и, конечно, все их я посмотреть не успел. Ссылка на сайт дана под картинками. Зато нашел несколько наиболее интересных с точки зрения технологий строительства египетских пирамид. Первое, что бросилось в глаза, фото, запечатлевшее процесс снятия 50-тонного блока архитрава в южной части большого гипостильного зала храма Амона. Фото будет чуть ниже. Но сначала кратенько расскажу, что это за место.

Карнак — египетский город Верхнего Египта, находящийся на восточном побережье Нила в 2,5 км к северу от Луксора, в котором главной достопримечательностью является огромный храмовый комплекс. Ну и дальше, как в матрешке - в храмовом комплексе находится храм Амона, а в том - большой гипостильный зал.

Боковая часть гипостильного зала. Источник https://historicus.ru/kompleks_karnaka/
Боковая часть гипостильного зала. Источник https://historicus.ru/kompleks_karnaka/

Зал со 144 колоннами считается возведенным архитектором Менхеперрасенебом при фараонах XIX династии Сети I и Рамсесе II (конец XIV — начало XIII века до н. э.) и является одним из шедевров мировой архитектуры, самым большим в мире залом с каменным перекрытием (площадь 5000 кв.м), а также одним из наиболее посещаемых монументов Древнего Египта. Украшения южного крыла закончил Рамсес II.

Капители (верхняя часть) центральных колонн гипостильного зала имеют вид открытых чаш папируса, а капители боковых колонн - форму бутонов. Колонны зала сложены из барабанов кристаллического песчаника. А для того, чтобы иметь представление, какова их высота, можете сравнить их с человеком на этой фотографии.

Центральный пролет гипостильного зала. Источник https://historicus.ru/kompleks_karnaka/
Центральный пролет гипостильного зала. Источник https://historicus.ru/kompleks_karnaka/

Для чего я это рассказываю? А для того, чтобы вы поняли, что там реставрировала в 1909 году Служба египетских древностей и как она это делала. Вот важное фото этой истории. Оно документирует сложную операцию 21 апреля, во время которой Жорж Легрен (справа от блока) и его команда сняли 50-тонный блок архитрава в южной части большого гипостильного зала. Об этом рассказывает Легрен в своей книге «Раскопки и исследования».

Фото снятия 50-тонного архитрава, 1909 г. Источник https://www.sura-project.be/
Фото снятия 50-тонного архитрава, 1909 г. Источник https://www.sura-project.be/

На фото видно, что для снятия блока было принесено огромное количество (из северной части зала) засыпного материала, который образовал 15-метровый искусственный холм (пандус), по которому блок можно было тянуть вниз с помощью веревок и деревянных роликов. Слева видны засыпанные колонны зала, остались только капители в форме бутонов бамбука. Вообще все реставрационные работы, судя по фотографиям тех лет, были сделаны без какой-либо специальной техники, везде использовался только ручной труд. Несмотря на это, храм благополучно отреставрировали.

Чтобы понять трудоемкость сделанных работ, приведу пример и поясню, что такое архитрав. Это горизонтальная перемычка, перекрывающая расстояние между вертикальными опорами (колоннами, столбами) или проемы в стене. Вот, например, архитрав в храме Осириса древнего египетского города Абидос с иероглифами, принимаемыми за современные машины.

Архитрав в храме Осириса. Автор: Olaf Tausch - собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37002847
Архитрав в храме Осириса. Автор: Olaf Tausch - собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37002847

На следующем фото видно, что огромный блок затаскивают тоже вручную и тоже с помощью веревок.

Фото с реставрации храма Амона, 1909 г. Источник https://www.sura-project.be/
Фото с реставрации храма Амона, 1909 г. Источник https://www.sura-project.be/

Из всего этого у меня родилась версия, что когда историки объясняют нам, как по их представлениям строились египетские пирамиды, то, скорее всего, идея историков была взята вот из такого примера. А что? Было сделано? Было. Могли стянуть многотонный блок руками с помощью веревок и деревянных катков? Могли. Даже других доказательств больше не нужно. Ведь в начале прошлого века снятие 50-тонного блока вполне было по силам кучке рабочих. Правда провозились они со снятием целый день, и это без учета времени, за которое они сделали 15-метровый пандус.

Поэтому считаю, что только одна продолжительность времени таких работ доказывает совсем противоположную официальной истории версию, а не вероятность строительства пирамид примитивными орудиями труда с насыпными пандусами и веревками. Тут хочу отметить, что реставрационные работы храма в Карнаке проводились на протяжении более века. Так что строительство пирамиды Хеопса в течение 20 лет - просто миф, а Хеопс проводил там только реставрационные работы. Вот это наиболее вероятно.

И еще одно интересное фото Карнака. У правой скульптуры очень странно отвалилась часть левой руки. Как будто она была сделана не из цельного монолита, а сложена из кусочков, отвалившихся со временем именно по этим линиям. Уж слишком они прямые. Я не знаю, случайность это или так оно и есть на самом деле. Поэтому предлагаю вам сделать свои выводы и обсудить в комментариях.