Найти тему
Maestro Grande

История становления Резонансных Акустических Систем от Grande Maestro Acustica.

Даже не знаю что именно сподвигло меня встать на столь необычный путь Веть это совершенно другое направление в аудио строении и работающее по другим законам физики.

Все началось ещё в июле 2019г.

Я уже много лет занимался созданием,а точнее изготовлением привычных всем нам сабвуферов,домашних и концертных акустических систем,причем в бюджетном сегменте-никаких заурядных особенностей эти экземпляры не имели.

-2

Их задача была воспроизводить музыкальный материал более менее адекватно и в широком диапазоне частот и больше ничего.

И вот в один прекрасный день,кстати в этот день у меня был заказ на автомобильный сабвуфер на 12 дюймовом динамике в оформлении 6 бандпасс,и вдруг в голову пришла идея что нужно попробовать сделать акустическое оформление,где корпус будет состоять из жёсткого каркаса,но с прорезями в их центре а поверх обклеить листами фанеры.

Уже в голове я прокручивал какие положительные и отрицательные стороны возможно будет иметь данный концепт.

У меня были все необходимые материалы и я занялся их сборкой.

-3

Через пару дней,когда все панели полностью склеились я не стал слушать,решил набраться терпения и занялся их покрытием.

-4

Заморил фанеру под красное дерево и покрыл яхтным лаком с помощью кисти.

-5

Это были маленькие полочники размерами 20х40х14 см.

Как выяснится позже от размеров свободно вибрирующих пластин,приклеенных к стенкам каркаса зависела их рабочая резонансная частота,в диапазоне которой эти пластины и начинали звучать и меняя их площадь можно было корректировать их рабочие частоты а их колличество позволяло значительно расширять итоговый диапазон.

Кстати следует упомянуть что я несколько лет занимался ремонтом струнных музыкальных инструментов,и конечно же мне было понятно что оформление работает как и корпус акустической гитары,а всё основное звучание исходящее от резонансных пластин наиболее активно образуется именно внутри корпуса и как то должно выходить наружу,следовательно и были сделаны 2 отверстия.

Почему именно 2 а не одно спросите вы? 

В двух симметричных портах возникает что то типа эффекта перетечек воздуха благодаря чему не возникает образования паразитных свистков и завихрений.

Но простых отверстий мне было не достаточно,мне хотелось подчеркнуть уникальность системы,повысить ее узнаваемость и одновременно намекнуть с какими стилями музыки призвана работать данная акустическая система - поэтому было решено делать порты в форме Эф-образных отверстий как на смычковых музыкальных инструментах.

-6

Динамики,которые будут установлены в данное чудо аудиостроения были заранее предопределены.

Примерно неделю назад мне принесли старую советскую кассетную магнитолу в которой стояли 4х дюймовые широкополосные динамики Ноэма 3гдш8-4.мне нравилось как они звучали.

Эти динамики имели отличные характеристики по средним и высоким частотам(300-17000гц) но у них были большие проблемы по низким частотам во многом из за особенностей конструкции и малого размера(11см), и все же было принято решение поставить именно их.

Конечно же особых надежд на данный концепт не было но было жутко интересно как это все дело будет звучать,это сейчас я уже знаю что резонансные акустические системы делали далеко до меня,но в то время я даже и не слышал о подобном и считал себя первооткрывателем.

Возможно именно по этой причине все так удачно сложилось...

В общем я полностью закончил этот проект принес их в дом,подключил к старенькому транзисторному усилителю а источником звука был стационарный компьютер и приступил к прослушиванию.

-7

С первых же секунд бросались на слух особенности звучания данной системы...

Первое что особенно заметно,это отсутствие каких либо призвуков самих динамиков(довольно бюджетных) как я понял мягкий корпус съедал все эти искажения или же не давал им возникать точно определить сложно но факт остаётся фактом.

Также данное оформление имело настолько большое КПД в мидбасовом диапазоне,причем в широком диапазоне частот с разбегом от 90 до 450 Гц что весьма благотворно оказывает на общее впечатление от звука.

Да на большой громкости проскальзывали некие призвуки деревянного характера но без них в данной конструкции не обойтись.

В каком-то смысле они добавляли некое ощущение благородности конечному звучанию системы но благодаря им резонансы музыкальных инструментов получались невероятно реалистичными и хоть как то оживляли звук.

Особенно это было заметно при воспроизведении струнных и клавишных инструментов а вокал имел легкий эффект ревербрации и становился более масштабным и полноценным.

Эти маленькие полочники явно играли не на свой размер...

Да,звук был невероятно мягким с неким эффектом воздушности и заполнения пространства,очень напоминающим звучание акустических систем на щитах и открытых ящиках,хотя мы говорим о маленьких полочниках на 4х дюймавых динамиках у которых по паспорту ниже 150гц практически ничего не должно было быть.

Замер АЧХ показал что система воспроизводила нижние частоты от 95 гц на общей линии а это уже были ранее недостижимые для меня результаты от пары столь маленьких динамиков.

Также меня впечатлило как акцентированно и динамично данный концепт отигрывал партии ударных инструментов и атаку струнных во многом я полагаю за счёт более раздутого мидбасового диапазона.

К тому же данное оформление служило своего рода механическим эквалайзером,вычетая неблагозвучные гармоники и подчёркивая полезные делая конечный звук невероятно благозвучным и приятным(естественным) что давало уникальную итоговую благозвучно сеть и певучесть данной системы.

После нескольких прослушиваний моими друзьями и знакомыми вердикт был однозначен-безусловно нужно продолжать развивать эту тему...

На то время у меня был постоянный заказчик,из другого города,которому я на регулярной основе делал корпуса для домашних аудио систем по его чертежам,но взаимодействовать на расстоянии было не очень удобно и бстоятельства складывались таким образом,что в течении следующего месяца мне пришлось переехать в другой город.

Я арендовал не плохой гараж,перевез все нужное оборудование и начал работу.

Заказов от него было много но я находил время для своих экспериментов и следующим этапом было сделать очередную пару своих резонансных АС.

Соотношение сторон корпуса и особенности устройства оформления были полностью идентичны предыдущей версии но размер корпуса был увеличен с прежних 20х40х14 до новых более габаритных 30х60х22 для работы с более крупными широкополосными динамиками 16.5 см дабы получить большую отдачу по низким частотам и большего звукового давления.

-8

Новой задачей было максимально сохранить особенности звучания прежней версии но получить более глубокую поддержку по низким частотам и большее звуковое давление.

Сказано-сделано.

На этот раз я решил поступить умнее.

-9

Я предоставил экземпляр новой версии больших полочников моему коллеге Денису для подробного изучения с технической точки зрения.

Он являлся более квалифицированным аудио специалистом чем я,и имел оборудование,навык и опыт по техническому анализу акустических систем.

После полного анализа многое из подчеркнутых ранее достоинств подтвердилось.

Оформление действительно усиливало мидбасовый диапазон частот обеспечивая прибавку к изначальным параметрам динамика до 10 дб в диапазоне частот от 70 до 350 Гц)что позволяло использовать высокодобротные динамические головки с высоким откликом подвижной системы и при этом иметь хорошую низкочастотную поддержку.

Один и тот же динамик в разных оформлениях.Красный график - резонансное.Серый - закрытый ящик с фазоинвертором
Один и тот же динамик в разных оформлениях.Красный график - резонансное.Серый - закрытый ящик с фазоинвертором

Соответственно задача была ясна-ставить яркие ширики с хорошими верхами а низами данное оформление нас обеспечит.

Столь широкая поддержка была обусловлена тем,что они формируются за счёт суммирования излучений панелей,которых в общей сумме 7,и каждая из которых работает в своем узком диапазоне,к примеру задняя панель работала в диапазоне 70-120 Гц.

Интересен тот факт,что на слух концепт звучал удивительно благозвучно и мелодично,а на графиках все эти благозвучия определялись как невообразимо сильные искажения с которыми обычную аудио систему слушать в принципе было бы не возможно.

Один и тот же динамик в разных оформлениях.Красный график - резонансное.Серый - закрытый ящик с фазоинвертором.
Один и тот же динамик в разных оформлениях.Красный график - резонансное.Серый - закрытый ящик с фазоинвертором.

Да,к тати по итогу,после всех изучений когда мы встретились с Денисом у меня уже была готова ещё одна пара точно таких же больших полочников с незначительными доработками после подробного изучения особенностей конструкции и графиков АЧХ/Искажений/Импульсных характеристик и т.п.

Динамики были куплены не новые,в каком то смысле винтажные неметские широкополосники на фиритовом магните.

В общем мы устроили живое прослушивание...

-12

Скажу больше у Дениса в машине случайно оказалась пара 3х полосные стареньких полочников от компании пионер и мы решили устроить сравнение лоб в лоб.

На этот раз усилением был цифровой усилитель д класа а источником его смартфон.

Согласен как то не профессионально но вполне терпимо.

По итогу было замечено как цельно и полновесно играли резонансные полочники и насколько плоско и блекло по сравнению с ними звучали 3х полосные пионеры хотя конечно их мощный бас и супер звонкие высокие частоты бросали пыль в глаза создавая иллюзию динамики и воздушности но это лишь маркетинговый ход современной хай фай индустрии.

К слову пионеры вообще не справлялись с быстрым инструментальным басом,ну и не о какой воздушности средних частот не могло быть и речи.

По итогу мы сделали ещё несколько замеров этой пары резонансных полочников ну и после того как увидели картину схожую спредыдущими замерами наконец можно было успокоиться.

Я разместил эту пару на Авито по весьма демократичной цене дабы получить ещё больше объективных мнений от живых слушателей и посмотреть будет ли спрос,хотя честно сказать условия для прослушивания в мастерской были не лучшими(пыль,запах клея и лаков ну и акустика помещения).

В первую же неделю приехало несколько человек.

Самое первое что всем бросалось на слух-это тот самый бархат(эффект воздушности МИД баса) и благозвучие системы.

Так же некоторыми было подмечено что данная система имеет более широкую диаграмму направленности но это не совсем так.

За счёт того что стенки корпуса подигрывают при воспроизведении аудио материала они как бы взаимодействуют с помещением что даёт иллюзию более объемного звучания(более широкая стерео база).

Зато этот эффект позволяет самим системам как источнику звука как бы исчезать оставляя слушателя наедине с музыкой.

Постепенно объем продаж рос,но качество отделки комплектов было не самым лучшим...

 Аудитория требовала более изящного исполнения и я занялся поиском более квалифицированных специалистов по изготовлению акустических систем.

Спустя какое то время я наконец нашел нужных людей.

Основной задачей было смоделировать все детали конструкции корпуса под ЧПУ станок для возможности оптимизации производства с минимальными погрешностями.

В итоге Эф образные порты на фронтальной панели в ЧПУ версии выглядели восхитительно а качество сборки и повторяемость достигли нужного уровня.

-13
-14
-15

После сборки и отслушивания(тестов) новой ЧПУ версии больших полочников результат был более чем удовлетворительным и продукт был готов к массовому производству а вот от производства маленькой версии полочников пришлось вскоре отказаться из за нехватки по низким частотам и слабого звукового давления.