Не хочу судить о творческих успехах художника, они несомненны. Его в вклад в мировую культуру беспрецедентен и не поддается сомнению.
Я бы хотел поговорить о формировании оппозиционного мировоззрения художника в контексте личной истории его семьи. Дело в том, что семья художника в полной мере ощутила не себе последствия культурной революции, случившийся в Китае с некоторым опозданием от Советской России. Лозунг о том, что надо снести все старое и на освободившейся полянке устроить новый мир для идеологически чистой части населения. Все как у нас.
Как обычно несогласных и сомневающихся отправили в места весьма отдаленные. Семья Ай вэй вэй не стала исключением, несмотря на то, что отец был одним из соратников Мао Дзедуна. Там вдалеке от родных мест и появился на свет художник. Можно сказать обстоятельства его рождения и юности сыграли значительную роль в выборе стиля и метода работы. С какого то момента в фокусе его внимания угнетение свобод человека в КНР и фатальные ошибки китайского руководства.
Первая известная работа художника, сделанная спустя пару лет после его возвращения из США, это фотография или триптих, где художник разбивает древний артефакт - вазу династии Хань. Давайте поразмыслим, что стоит за этим жестом.
Ну во первых, художник в 95, 96 году был не особо известен, так что это действие потенциально могло принести ему долгожданную известность. В эпоху до широкого распространения соц сетей трудно было вызвать резонанс, поэтому любой художественный замысел должен быть потрясти воображение, чтобы о нем заговорили. Судя по тому, что данная работа стала известна всем более менее сведущим в мире искусства у художника это получилось.
Любой хороший художник движим идеей известности, искусство это всегда встреча объекта и субъекта. Поэтому в основе успешной творческой деятельности стоит нарциссический радикал художника, который стремиться к тому, чтобы распространить свое искусство максимально широко. Конечно в работе разбивание вазы дело не только в этом. Там художник выразил идею окончания эры традиционного искусства и начала новой эпохи. И символический жест разбивания недвусмысленно это подтверждает.
Также разбивание вазы несет и личностный смысл. Художник тем самым выражает свое отношение к государственной институциональности страны. Так как становление Китайской государственности, расширение земель, форма управления страной, распространение единого языка и культурного пространства состоялась именно в эпоху династии Хань. Можно сказать современное государственное образование является правопреемником той династии. Поэтому, для художника это начало крестового похода против государственной машины, принесшей трагический опыт в жизнь его семьи.
Любое трагическое событие требует отреагирования. У художника в этом смысле больше возможностей, плюс он может заставить зрителя сочуствовать своему травматическому опыту. Ай вэй вэй мастерски это делает, выдавая себя за искателя правды и борца за справедливость. В этой борьбе много личного, иначе вряд ли художник стал выстраивать свою жизнь и творческие поиски вокруг этой темы. Для него месть дело чести. Месть поставленная во главу угла.
Что можно сказать о мотивах человека, который грозит пальцем в адрес государственной институции?
Будь он подростком можно было сослаться на юный возраст, протестный радикал, гормональные бури. Но нашему герою на этой фото почти 50 и мотивы движущие им совсем другие. Согласно теории психоанализа мы травмируемся на разных стадиях взросления и это накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Возможно художник испытал слишком большой стыд, когда отец изгнанный из столицы драил горшки в глухой провинции. С тех пор им овладела идея о том, что большой другой виноват во всех грехах, выпавших на долю его семьи. И несмотря на то, что отец был реабилитирован, старые долги остались неоплаченными.
Любопытный сюжет во взаимоотношениях Ай вэй вея с государственной машиной случился чуть позже. в том, когда художник был наказан значительным штрафом за свою деятельность и призывы к смене государственного устройства, в то время как логика его художественной деятельности предполагала обратный процесс. Вероятно он искал покаяния или хотя бы извинений, но получил наказания, что еще более его ожесточило.
После этой акции, когда он был на 81 день заключен под арестом, под его претензиями к Китайскому правительству появились реальные основания. И теперь уже непонятно что было сначала: месть правительства или художника, да это уже и не важно. Этот инцидент также вдохновил Ай вэй вэя на создание скульптурной группы, еще больше упрочив его положение как жертвы режима. Понятно, что за призывы к смене власти например в США он получил бы десятки лет заключения, но вероятно поэтому адресатом для его критики является именно Китай. Благодаря этому для него открыты двери самых престижных выставок и музеев.
В общем анализируя творчество художника важно увидеть то, что скрыто между слоями, строками, в тени произведения. Тогда можно увидеть всю картинку целиком. И личную историю художника в частности.