Найти тему

Состояние российской отрасли электроники: конкуренция с мировыми брендами или полный упадок?

Каменева Виктория Валерьевна

Российский Государственный Социальный Университет

Факультет коммуникативного менеджмента

Согласно стратегии развития электроники Российской Федерации на период до 2030 года, уровень отрасли должен значительно возрасти, причём, все действия в данной сфере будут направлены на изменение ситуации как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В документе заявлено, что выручка от продажи отечественной продукции на территории нашей страны составит до 5,2 триллиона рублей, а от экспорта увеличится более чем в 2,5 раза. Электронная промышленность влияет на функционирование многих сфер экономической деятельности, но что оказывает воздействие на неё саму? Какие успехи у российских производителей электроники на данный момент? Способна ли отрасль преодолеть проблемы, существующие на внутреннем рынке, и конкурировать на мировой арене?

Российская отрасль электроники на протяжении нескольких десятков лет продолжает быть заложником советской модели развития электронной промышленности, делая акцент на продукцию военного и специального назначения. Согласно данным на 2020-й год, предоставленным Центром Современной Электроники, объём продаж товаров электронной промышленности для аэрокосмической и военной техники составляет 39% от общего объёма. Несколько десятков лет назад перспективы развития отрасли были упущены. Сначала вся потребительская электроника в один момент стала неконкурентоспособной. После чего были отданы без борьбы ключевые для российской электроники национальные проекты: цифровая телекоммуникационная инфраструктура, система ГЛОНАСС и некоторые другие. Причины стоит искать в отсутствии масштабных рынков сбыта, необходимых для окупаемости инвестиций, следствием чего стало то, что производители товаров массового спроса на территории России не имеют стимула к углублению локализации.

Приведём конкретный пример. Если зайти на сайт компании Vitek в раздел "История и достижения", то можно ознакомиться с интересной информацией. Нам сообщают, что бытовая техника и электроника данного производителя является передовой, которая вбирает в себя европейские надежность и качество. Далее размещена информация о том, что техника уже около 20 лет успешно продается в России и странах СНГ и является очень популярной.

К последнему тезису вопросов нет, а с европейским качеством давайте разбираться.

История создания российского бренда Vitek датируется двухтысячным годом. Именно тогда собственник российский компании Golder Electronics Андрей Деревянченко вывел данный бренд на российский рынок. Изначально позиционирование было австрийским.

Резонный вопрос – как так получилось? Маркетологами создается марка, фирма которой регистрируется в другой стране, что якобы дает право на позиционирование этой марки, как иностранной.

«Немецкий» Bork, «английский» Scarlett, «американский» Redmond - все они являются российскими компаниями, которые зарегистрировали фирмы в других странах, и поэтому стали называть их иностранными. В этот список можно включить и Vitek.

Компания зарегистрировала свою фирму в Австрии и стала называться Vitek Austria, но позже от этого имени отказалась, оставив название Vitek.

Возвращаясь к европейскому качеству, стоит заметить, что 95% продукции производится в Китае, остальная часть в Турции.

О чем нам говорит эта ситуация?

1. Российским производителям выгоднее выходить на европейский рынок, нежели осуществлять свою деятельность только на российском рынке.

2. Европейцы и даже россияне с некоторой опаской относятся к товарам российского качества, обращая внимание на некоторые изъяны в качестве, продвижении бренда и даже его истории.

Несмотря на то, что уровень покупательной способности обычного россиянина ниже, чем у граждан в передовых странах области электроники, люди готовы не считать деньги и переплачивать за имя бренда. Попробовав товар в деле и оставшись им довольным, большинство потребителей продолжат делать выбор в пользу проверенного производителя.

Следовательно, нашим компаниям, чтобы вернуть доверие потребителя, не стоит во что бы то ни стало гнаться за мировыми лидерами. Для начала стоит закрепиться на внутренней арене, завоевать рынок здесь. Как известно, конкуренция – двигатель прогресса. Но здоровая конкуренция на российском рынке производителей в современных реалиях видится невозможной. Представители малого бизнеса в сфере электроники не ощущают практически никакой поддержки со стороны государства, рассказал автор посвященного производству электроники YouTube-канала Дмитрий Храмцов, который также занимается ее выпуском. «Нет программ, которые позволили бы расти мелкому бизнесу. Все упирается в отсутствие заказов. Многие неопытные выходят на рынок <…> и уходят назад. Государство им не дает свои заказы, которые, как правило, уходят своим же госкомпаниям, занимающимся электроникой. Хотя можно было бы отдать частному сектору», — отметил он. Тем не менее, в России поставлена задача к 2030 году увеличить долю российской электроники на внутреннем рынке с 31,5% почти вдвое. Эксперты сомневаются не только в реалистичности плана, но и в текущей оценке этого показателя. В реальности на российскую электронику приходится не более 15%, утверждают они. При этом успешные примеры российской электроники можно пересчитать по пальцам.

Стратегия охватывает самые разнообразные виды электроники — от процессоров, микросхем и сенсоров до профессиональной и потребительской электроники (смартфоны, компьютеры, ноутбуки и т. д.). Одна из главных проблем — тотальная зависимость от иностранных компонентов. Осваивать компонентную базу теперь будет стоить огромных денег, но это бессмысленно, поскольку конкуренты, такие, как Intel и AMD, уже далеко впереди. В приводимых программой цифрах не учитывается бренд, под которым выпускается продукция (российская компания с местными собственниками может выпускать иностранную продукцию, показателен пример с компанией Vitek), а также — происхождение составных частей этой продукции.

Сейчас экспортом в России успешно занимаются десятки компаний, но этого недостаточно для успешной конкуренции. И государству необходимо помочь производителям преодолеть имеющиеся барьеры на рынках зарубежных стран, поддержать расширение направлений экспорта, решить проблему отсутствия программ и заказов для малого бизнеса.

Национальное электронное производство – основа цифровой экономики, технологической независимости, безопасности и суверенности государства. Россия может претендовать на глобальное лидерство, только поставив перед электронной промышленностью амбициозные задачи и реализовав их. Поэтому ее развитие – это вопрос высшего государственного приоритета.