Привет всем, сегодня будет краткий экскурс о том как тяжела жизнь генератора на автомобилях с повышенным холостым ходом и высокими рабочими оборотами.
Итак, за время владения данным автомобилем на нем успело побывать 4 генератора.
Первый генератор с рабочим током до 85 ампер устанавливался на заводе, он был произведен в республике Беларусь, завод БАТЭ. Все последующие генераторы были произведены заводом КЗАТЕ, последний из них с током 140 ампер.
Любой генератор в интересующей нас части описывается несколькими характеристиками.
Основные характеристики генератора:
- направление вращения
- габаритные размеры
- вес
- напряжение на выходе при заданных оборотах
- выходной ток генератора при заданных оборотах
- максимальные обороты генератора
Основное - токоскоростная характеристика генератора, выглядит она подобным образом.
Конкретно данная характеристика немного лукавит и показывает выходной ток в зависимости от оборотов на коленчатом валу двигателя, но никак не на валу самого генератора. Данный факт легко понять исходя из характеристик генераторов размещенных чуть ниже графика токоскоростной характеристики.
Генераторы для десятого семейства и приора в частности имеют характеристики:
КЗАТЭ 9402.3701
выходной ток - 85 А при 6000 оборотов
передаточное число 1:2.4
КЗАТЭ 9402.3701-14
выходной ток - 115 А при 6000 оборотов
передаточное число 1:2.4
КЗАТЭ 9402.3701-14M
выходной ток - 140 А при 8000 оборотов
передаточное число 1:2.4
Напряжение, габаритные размеры и вес отличаются незначительно, как следствие они взаимозаменяемы!
Ранее в характеристиках указывалось, сейчас практически очень сложно найти информацию о максимальных оборотах, для классических генераторов была цифра в пределах 12000 оборотов. Наверное, ты уже думаешь, что необходимо крутить двигатель в 5000-6000 оборотов чтобы генератор отдавал максимальную мощность и не доволен этим, а вот для того чтобы его "развалить" нужно крутить в 12000. На самом деле это не так, и вот почему, обрати внимание на передаточное число в характеристиках, оно отвечает за "подгонку" оборотов двигателя к необходимым генератору. Как следствие, двигатель работающий на 1000 оборотов, околотиповые обороты в тюнинге, с учетом передачи через пару шкивов раскручивает генератор до 2400 оборотов и т.д. и т.п.
Чтобы не заморачиваться делаем маленькую табличку при помощи Microsoft Excel, очень хорошая программа, чего только в ней не делал, даже калькулятор тональности выпуска, прошлый БЖ. В общем забиваем забиваем необходимые данные и получаем.
Забыл добавить холостой ход, но никогда не поздно
880 оборотов - 1575 при 1,79; 1795 при 2,04; 2112 при 2,4...
Как следствие при имеющемся передаточном числе для сохранения уровня зарядки относительно завода необходим холостой ход 1180 оборотов, тут нужно сказать что это немного выше того что у меня было, а было 1050 оборотов с нормальным таким тыр пыр.
Установка такого шкива на заводской мотор не оправдана!
Наверное читателю стало интересно откуда взялись передаточные числа 1,79 и 2,04?
Так вот, передаточное число 2,04 было на всем классическом семействе в карбюраторную пору, а также на переднеприводном с карбюратором, при переходе на инжектор потребовалось более стабильное питание и передаточное число было изменено в сторону увеличения оборотов генератора. Передаточное число 1,79 это мой колхоз вариант который реализован заменой шкива на генераторе.
Небольшая фотосессия различных шкивов:
Как можно заметить шкивы БАТЭ и КЗАТЭ отличаются в весе, причина этого факта проточка на белорусском шкиве, наш тюнинг шкив весит еще меньше, ведь он из алюминия! Облегчение автомобиля в действии!
В плане размеров шкивов:
Немного фоток сравнения размеров:
Ну и сам шкив более подробно:
При установке данного шкива потребуется однозначно заменить ремень генератора на более длинный, но это не проблема, их довольно большое количество на рынке, а с учетом того что у меня был очень давно перенесен кронштейн генератора на 6 мм и установлена фторопластовая прокладка теплоизоляции впуска толщиной 5 мм у меня и так родного ремня не хватало)))
Генераторы бывают с разной толщиной оси ротора, основной размер 17 мм, встречается и 15 мм, будьте внимательны!
В моем случае ось была 17 мм, изготовлен силами знакомого токаря.
Как итог таким простым способом можно значительно снизить нагрузки на генератор не только в плане высоких оборотов, но и инерционной части, особенно в тот момент когда обороты резко снижаются. При резком снижении оборотов случается обламывание верхнего крепления генератора на кронштейне...
Буду рад если кому-то был полезен данный пост, по мере получения информации будет заполнен в плане необходимого ремня.
Подписываемся, лайкаем, делимся)))