Чем хороша трость, так это тем, что её можно схватить, по сути, как угодно, и из любой формы хвата получить свой набор атак и защит.
Вообще, принцип удержания трости полностью соответствует знаменитому высказыванию "Шпага в вашей руке как птица; держать ее слишком крепко - душить, слишком слабо - она улетит."
Естественно, одни виды хвата гораздо более функциональны, чем другие, однако, согласно каноническим трактатам и учебникам, даже именитые мастера предпочитали самые разнообразные варианты удержания орудия.
А я, пожалуй, опишу их все. Ну, или почти все, может какой-либо особо экзотический вариант опущу, но только из-за незнания такового. Так что, если вдруг у вас есть идеи по этому поводу, пишите в комментариях.
Итак, если брать все возможные позиции рук на трости, которые позволят нанести эффективный удар или провести качественную защиту, то лично я насчитал… *барабанная дробь*… ДЕВЯТЬ вариантов.
Это, если учитывать и одноручное и двуручное положение хвата.
Нет, понятно, что в горячке боя, скорее всего, как вы трость возьмете, так и будете отмахиваться, однако всегда существует принцип оптимальности, что в хвате или позициях тела, что в ударах и защитах. Какой-то хват удобен для выполнения одних задач, какой-то - других.
Итак, вариант первый и возможно – самый распространённый.
Как его только не называют в нынешнее время - прямой, молотковый, рубящий, французский, английский и прочая.
Название зависит исключительно от желания мастера-создателя и идет ли он по "историческому" или по "научному" пути создания или реконструкции стиля.
Если брать конкретно трактаты по трости, данный хват является основным уже в самом первом из известных, который описывает технику Жана Ларибо.
Как и десятках других.
В общем, чаще всего, в рамках значительной части школ и направлений, этот хват – базовый.
И действительно, подобное удержание позволяет проводить самые мощные рубящие атаки, сочетая с самыми разнообразными вариантами защит. Плюс простота и даже интуитивность техник с подобных хватом делает его весьма популярным.
Но не единственным.
А этот хват, тоже, внезапно, базовый. Для другой доброй половины школ, включая некоторых учеников вышеупомянутого Ларибо.
Я уже писал об относительных различиях и предназначениях этих двух хватов, кому интересно – вам сюда.
Ну и третий, на сегодня – так называемый ирландский. "Так называемый" он потому, что встречается не только в современных ирландских стилях, которые сейчас являются наиболее раскрученными, типа Антрим или Бата Ри Окт, но и в направлениях с иной географией, например в английском Йоменри.
Основную эксклюзивность данного хвата описывают, как возможность наносить более контролируемые удары (из-за короткого рычага), плюс использовать защиту нижней частью трости.
Это действительно так, хотя определенные минусы, в первую очередь – потеря эффективной длинны трости до противника, все же имеются.
С другой стороны, данные стили позиционируются, как стили ближнего боя… Так что не все так однозначно.
Но об этом в следующий раз.
Продолжение следует.